Авиакомпании привлекают клиентов льготами

Директор туристической фирмы «BCD Travel Телехаус Киев» Владимир Волошин, рассказал, как изменилась заполняемость регулярных авиарейсов

туристической фирмы « BCD Travel Телехаус Киев » Владимир Волошин, рассказал, как изменилась заполняемость регулярных авиарейсов.

Владимир Александрович, изменилась ли система сотрудничества между туристическими компаниями и авиаперевозчиками в условиях кризиса?

Вопрос взаимоотношений между туристическими компаниями и авиакомпаниями можно условно разделить на две части. Первая часть — это продажа авиабилетов через кассы туристических агентств. Вторая — заказ чартерных перевозок.

В первом случае туристические компании выступают агентами по реализации билетов. Каждый агент вправе по своему усмотрению начислять наценку в виде сервисного сбора за авиабилет. Средний размер наценки по рынку — 35-50 долларов на полеты в Западную Европу. Авиакомпании, как правило, практикуют взимание аналогичного сбора с пассажиров при продаже авиабилетов в своих офисах.          

То есть разницы, где купить билет — в авиакомпании либо туркомпании, — нет?

Разницы большой нет. Она может быть, если пассажир приобретает билет через Интернет. Авиакомпании при такой покупке могут не взимать сервисный сбор. Такой подход зависит от политики конкретной авиакомпании. В целом как авиаперевозчики, так и их агенты — туристические компании, безусловно, заинтересованы в росте продаж. Последние 7-8 лет до начала кризиса пассажиропоток увеличивался в среднем на 20% в год. Это были очень хорошие показатели.

А как обстояли дела с чартерными перевозками? 

До кризиса из-за насыщенности чартерного графика и протекционистской политики туроператорам порой было весьма проблематично договориться о постановке дополнительных бортов или открытии нового направления. Свободных судов у наших перевозчиков не так много, а доступ иностранных чартерных компаний на рынок ограничен. Нашей туристической компании эта проблема не коснулась, так как мы не  являемся оператором массового туризма, а занимаемся сегментами бизнес-тревела и индивидуального туризма.

Тогда как же изменилась ситуация по регулярным рейсам?

Мы констатируем общее снижение пассажиропотока по рынку примерно на 20-30%. Если до кризиса заполняемость регулярных рейсов составляла в среднем 75%, то сейчас она упала до 50-60%.

Пошли ли авиакомпании навстречу туроператорам в условиях снижения туристического потока?

В условиях кризиса и усиления конкуренции авиа-компании стараются привлечь пассажиров на рейсы различными акциями и сезонным понижением цен. Всевозможные дисконты объективно приносят выгоду пассажирам, но вряд ли оказывают серьезный положительный эффект на оживление бизнеса туркомпаний. Более эффективной мерой является переподписание ежегодных договоров по реализации билетов на более лояльных условиях.

Каким образом?

Заработок агента от продажи билета складывается из агентского сбора, который уже упоминался, и бонуса, который авиакомпания выплачивает агенту в конце квартала или года при достижении определенного объема продаж — так называемого таргета (целевой показатель. — «ДЕЛО»). Если агент достиг плановых показателей, то авиакомпания премирует его, скажем, в размере 2% от оборота. В период быстрого роста рынка обычной была практика, когда авиакомпании каждый год повышали таргет, что вполне естественно. В этом году некоторые авиаперевозчики готовы подписать договор, в котором таргет впервые меньше прошлогоднего или, по крайней мере, не выше.

Ваш прогноз?

В течение 2009 года мы будем наблюдать дальнейшее уменьшение пассажиропотока на регулярных рейсах. Падение по сравнению с показателями 2008 года может составить 30-40%. Что касается чартерных перевозок, то падение достигнет 50%. Авиакомпании будут вынуждены идти навстречу туроператорам, снижая цены на 10-15% в сравнении с ценами января.

Ваша компания занимается деловым туризмом. Насколько эта сфера пострадала от кризиса?

Сократились поездки корпоративных клиентов, поскольку большинство компаний урезали статью расходов на командировки сотрудников. В больших украинских компаниях количество командировок сократилось вдвое.

Общее снижение в сегменте делового туризма по рынку составит 25-30%.