Бесконечная сепаратистская история

Я люблю читать длинные пространные статьи зарубежной прессы об украинских событиях. Всегда интересно, как мы выглядим со стороны. И все больше сейчас я вижу, как называют именами то, чему жизни давать недальновидно

Назвать явление — значит дать ему жизнь. Как только что-то получает свое имя, оно обретает полноценное существование. В самом принципе "называния" — огромная сила. Недаром в древних культурах имя сокровенно. Зная его, можно получить власть над человеком или вещью. Мистические культы предполагают: чтобы вызвать сущность, нужно правильно ее назвать.

Мы приехали на остров Бали в Индонезии. Гид, встретивший группу журналистов в аэропорту, представился экзотически прекрасным именем Китчен. "То есть, Китчен... "Кухня?". Он радостно кивнул. По его мнению, имя не хуже других. Есть на острове Бали разные волшебные имена. И ни единого настоящего. Почему? Потому что никто из местных жителей в здравом уме не откроет свое настоящее имя, данное при рождении. По их мнению, имя обладает удивительной силой. Зная его, можно получить безраздельную власть над человеком. Оттого детей острова "официально" называют как бог на душу положит. По традиции их зовут Первый, Второй, Третий, Четвертый, и так по кругу. Если в семье много детей, среди них может встретиться несколько Первых, несколько Вторых. Вы можете встретить балинезийца Юрия, а можете — Китчена. Или наткнуться на целую делегацию Четвертых. Как повезет.

Один из местных туристических агентов, украинец по происхождению, давно работающий на острове, рассказывал страшную рассказку. Есть в Индонезии отдаленный остров Ириан Джая. Он мало населен и весьма экзотичен. К некоторым деревням можно добраться исключительно по воздуху. По рассказам агента, там живет племя охотников за головами. Главный бог их пантеона — бог войны. Раз в сезон они устраивают официальные войнушки с набегами на соседей. После усекновения пары-тройки голов ради удовлетворения любимого бога они счастливые возвращаются в деревню до новой охоты. Всех, кто приезжает изучать это племя, предупреждают заранее — никогда не называть заинтересованным аборигенам свое имя. Причина проста. С аборигенской точки зрения, убивать можно только "официального" врага. Им может стать абсолютно любой человек, которого они "определяют" как врага. Но чтобы "определить" незнакомца, ему нужно присвоить какие-то особые личные характеристики. Имя прекрасно для этого подходит. Как только кто-то называет свое имя, для аборигена он становится "определенным человеком", утрачивает свойства "незнакомца", а, значит, его вполне можно посчитать нормальным, качественным врагом и отрезать голову.

Я люблю читать длинные пространные статьи зарубежной прессы об украинских событиях. Всегда интересно, как мы выглядим со стороны. И все больше сейчас я вижу, как называют именами то, чему жизни давать недальновидно.

Вернее, то, чему мы жизни давать не хотели бы, но делаем это, определяя явления и персоналии, вечно прокручивая их поименно в статьях и материалах: фамилии и биографии сепаратистов, названия самопровозглашенных территорий, их объединения и группировки. Чем больше мы прокручиваем их имена, чем больше говорим о них, копаемся в их историях, особенностях деятельности, тем больше жизни мы им определяем сами. Своим вниманием и местом в эфире мы помогаем им конструировать отдельный живучий мир, с которым потом придется считаться.

В прекрасном старом фильме "Бесконечная история", снятом по книге Михаэля Энде "Die unendliche Geschichte", сюжет крутится вокруг перспективы гибели страны Фантазии, которую поглощает Ничто. И единственное спасение — дать новое имя Королеве. Но и наоборот, если Королева лишается имени, оказывается в забвении, Ничто поглощает страну Фантазию навсегда. Иначе это бесконечная история. Которую мы рассказываем себе сами.