Мнения 06 августа 2019 в 0:00

Бизнес-план для стартапа: от идеи к успешной компании

Как превратить свою идею в доходное дело, сделать свой стартап конкурентным и привлечь крупных инвесторов для его реализации

Бизнес-план для стартапа: от идеи к успешной компании Бизнес-план для стартапа: от идеи к успешной компании

Современный мир диктует нам новые тренды и, безусловно, будущее бизнеса сегодня за стартапами. Сейчас умы молодых и талантливых предпринимателей заняты тем, как превратить свою идею в доходное дело, сделать свой стартап конкурентным и привлечь крупных инвесторов для его реализации. На практике же больше половины стартапов "сыпятся" еще на старте, потому что креативным идеологам не хватает финансовой грамотности и знания бюрократических процессов. На деле оказывается, что хорошая идея это одно, а вот разработка качественного бизнес-плана, ведение бухгалтерского учета и налогового сопровождения — вовсе другое. Потому сегодня будем разбираться в азах финансового планирования стартапа вместе.

Топ ошибок новичков

Начнем с того, что ни одной, даже самой гениальной, идее не выжить в материальном мире без качественного и продуманного бизнес-плана. Именно он должен убедить инвестора вложиться в перспективную идею и доказать вкладчику, что его драгоценные средства будут использованы максимально рационально. Но это не единственная цель. Бизнес-план крайне необходим и самому стартаперу, так как он должен стать настольной Библией и руководством к действию в одном флаконе. Этот план должен быть максимально приближен к вашей реальной ситуации, в которой вы собираетесь открывать бизнес. И первая ошибка, которую допускают новички — смешивают цели инвестора с собственными. То есть вместо того, чтобы четко объяснить инвестору, на что пойдут его деньги, стартапер заранее пытается их сэкономить. В итоге такой подход оставляет его у разбитого корыта — инвестор либо уходит, либо стартапер на этапе реализации не вкладывается в бюджеты и несет дополнительные финансовые затраты.

Но это не единственные грабли, на которые может наступить начинающий предприниматель. В бизнес-план часто закрадываются обычные технические ошибки. Допустим, вы пользуетесь программой Excel, в которую можно встроить неправильный формулы. Таким образом вы можете легко получить, сами того не заметив, ошибки в вычислениях, например, в расчете зарплаты к выплате.

Подпишитесь на канал DELO.UA

Но все же самыми распространенными и, в итоге, дорогостоящими оказываются методические ошибки.  И самая часто встречаемая — нежелание хотя бы частично самостоятельно финансировать свой проект

Нередко случаются и концептуальные ошибки — когда учредитель не верно трактует какие-либо технологии или не до конца понимает принцип их работы. Например, мы хотим делать продажи с помощью сайта, закладываем их в размере 15 тыс. грн, но не закладываем ни одной гривни на продвижение и СЕО оптимизацию этого сайта. Это простой пример того, как владелец может не понимать саму технологию продаж.

Но все же самыми распространенными и, в итоге, дорогостоящими оказываются методические ошибки.  И самая часто встречаемая — нежелание хотя бы частично самостоятельно финансировать свой проект. Тогда у инвестора возникает стразу два вопроса — что сам стартапер хочет получить от этой истории и в чем тут подвох. А с такими мыслями денег обычно не дают. Также инвестора может отпугнуть отсутствие прозрачной организационной-правовой системы. Я имею ввиду, что ему должно быть четко понятно, кто конкретно будет ответственен за предприятие и как оно будет работать.

Еще одно неприкасаемое правило, несоблюдение которого может стоить ухода потенциального инвестора — тщательный просчет и честное указание всех непредусмотренных расходов. В противном случае в итоге вы рискуете лишиться либо денег, либо деловой репутации

Строим финансовую модель

Из всего выше сказанного вывод напрашивается сам собой — если хотите дать жизнь своему детищу, придется хорошенько потрудится над разработкой качественной финансовой модели для бизнес-плана.

Финансовая модель — это тот расчетный документ в программах моделирования или сценарного планирования, который показывает экономику проекта и позволяет оценить эффективность вложений в него. Проще говоря, он иллюстрирует, как ваша идея выходит на окупаемость и сколько можно на ней заработать. Если модель построена правильно, то она дает понимание картины еще и в двух вариантах: при оптимистических и пессимистических сценариях развития бизнеса. А это, в свою очередь, позволяет построить план реакций на внешние факторы для того, чтобы в целом выйти на какой-то уровень прибыльности.

Финансовая модель должна иметь сценарий, вводные данные и определенный набор финансовой отчетности. В основном эта отчетность строится на трех формах: отчет о движении денежных средств, о прибыли и убытках, а также баланс. Не обойтись тут и без расшифровок этих документов, но самое главное — без грамотных и прозрачных KPI. Именно они дадут выйти на какие-то коэффициенты, понятные для инвесторов.

Данные для финансовой модели можно брать из очень многих источников. Например, для просчета доходов проекта обычно используют объемы и сезонность продаж, цены и инфляцию. В расходы же включаем цены материалов, нормы расходов, агентские по продаже, затраты на аренду и оплату труда, а также на маркетинг и рекламу. Важно не забыть и про инвестиционные затраты, вроде расходов на лицензию и регистрацию, на подбор персонала и приобретение активов для старта. Ну и затраты в виде налогов тоже никуда не деваются — мы, как и другие, должны платить НДС, налог на зарплату и прочие отчисления.

Дальше мы собираем все эти данные воедино и моделируем формы отчетности, с помощью которых структурируем всю эту информацию. Теперь эти исходные данные нужно занести в отчеты и обязательно произвести "контрольный выстрел" — проверить модель на отсутствие ошибок в расчетах. Не нужно забывать и про анализ чувствительности. Он дает ответы на такие вопросы: "Если меняется цена на одну гривну, то что происходит дальше?", "Если спрос падает на 1%, то тогда что?". Проработать такие сценарии гиперважно, ведь у инвестора эти вопросы лежат на поверхности и ответ на них может стать решающим. Посмотрите на ситуацию со стороны вкладчика. Ему говорят, что проект окупится за два года. Но если, например, спрос просядет на 2%, то проект выйдет на окупаемость уже через четыре года. А это означает, что проект достаточно чувствительный и вложение в него — большой риск.

Лайфхаки для новичков

Хорошие модели, благодаря грамотному построению, дают на выходе ту информацию, которая будет полезна и интересна как самому стартаперу, так и инвесторам. То есть в идеале финансовая модель должна давать четкие ответы на любые базовые вопросы, которые могут возникнуть на пути реализации идеи. Но кроме этого, от себя хочу добавить пару приемов, которые помогут стартаперу в битве за инвестиции:

✅ По возможности изучите средние показатели по отрасли. Особенно это пригодится новичкам, ведь данные могут помочь убедить инвестора в перспективах и предвидеть собственные ошибки заранее. Но такая возможность в нашем динамичном мире есть не всегда: первопроходцам, например, в робототехнике или искусственном интеллекте сравнить себя просто не с кем.

✅ Закладывайте резервы. Потому что далеко не все может пойти так, как вы просчитали. Чаще всего это касается продаж, которые в первые месяцы оказываются на гораздо более низком уровне, по сравнению с заложенным.

✅ Будьте реалистами. Инвесторам нельзя сразу обещать "золотые горы" и взорвать рынок. Мы должны сказать сразу и честно, сколько конкретно на нашем продукте он будет зарабатывать. То есть unit economics должна быть понятной инвестору.

✅ Опишите потребность в капитале. Вот вроде бы человек дал данные по тратам и прибыли, рассчитал все остальные показатели и формулы. А в итоге инвестор все равно не может понять, сколько нужно капитала и как стартапер его будут распределять. Вы должны сразу в резюме указать, как видите участие инвестора в вашем проекте.

✅ Разберитесь с деньгами. Научитесь различать потоки денежных средств и прибыль, между которыми многие ставят знак равно. И может быть это аксиома для финансиста, но для стартапера далеко не всегда.

Подводя итоги, думаю, становится очевидным, что хороший бизнес-план — это огромный кусок работы. Чтобы все получилось грамотно, понятно и главное эффективно нужно иметь целый букет фундаментальных знаний в юриспруденции, финансах и бухучете. Существует слишком много нюансов, которые надо учесть, иначе все усилия могут пойти насмарку. Потому мой последний и главный совет всем начинающим стартаперам — составление такой бизнес модели лучше доверить профессионалам. Как правило, у аутсорсинговых компаний есть целый штат специалистов любого профиля, которые за сравнительно небольшую сумму разработают качественный бизнес-план. А затраты на таких специалистов в итоге окупятся с лихвой, в случае успешного привлечения инвестора. Помните: денег в мире очень много, а идей — очень мало. Потому если у вас есть идея, и если она будет правильно подана — финансирование всегда найдется.

Загрузка...
Новое видео
Катерина Рожкова, НБУ: о кредитовании, страховании и экономике Украины
Загрузка...