Что такое бизнес-процессы?
Бизнес-процессы 一 это набор повторяющихся действий в компании. Если сравнить бизнес с живым организмом, то бизнес-процессы 一 это обменные процессы между органами и системами, в случае с бизнесом 一между разными подразделениями компании.
Обычно выделяют несколько видов бизнес-процессов.
Основные 一 описывают суть бизнеса. То есть, понимая, кто наш клиент и какие у него потребности мы понимаем, что делает компания для решения запроса клиента. Например, когда клиент приходит поужинать в ресторан, то процесс его обслуживания состоит из следующей цепочки: "встреча гостя — прием заказа — передача заказа на кухню — подача — расчет — обратная связь". Именно этот процесс создает ценность для клиента ресторана и описывает всю суть данного направления бизнеса.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaУправленческие 一 дают ответ на вопрос что компания делает, чего не делает и чем фактически управляет. Обычно эти процессы затрагивают вопросы реализации стратегии, бюджетирования, стратегического маркетинга и так далее.
Сервисные 一 это инфраструктура. Иными словами, это все то, что создает инфраструктура компании 一 бухгалтерские отчеты, юридические вопросы. Часто, все эти процессы компании отдают на аутсорсинг.
Для развития компании 一 формируют четкое видение развития компании. Тут речь идет о том, как мы открываем новые направления и принимаем стратегически важные решения, а, так же, как вносим изменения в текущие бизнес-процессы.
Бизнес-процессы важны на любом этапе развития предприятия, но особенно, когда бизнес активно растет, когда нанимаются новые сотрудники, увеличиваются объемы заказов или производства, планируется выход на новые рынки привлечение средств и не только.
Как посмотреть на бизнес-процессы со стороны и найти проблемы?
О потребности наладить бизнес-процессы могут сигнализировать разные факторы. Если говорить о негативных, то чаще всего речь идет о появлении затруднений в коллективе или работе с клиентами.
Есть несколько негативных проявлений, которые чаще всего сигнализируют о проблемах с процессами в компании:
一 увеличилось количество конфликтов, которые можно решить только с привлечением руководства;
一 отсутствует распределение обязанностей и понимание кто и за отвечает;
一 отсутствует слаженность между отделом маркетинга и продажами, генерируется такое количество лидов, которые физически не успевают обрабатывать;
一 когда кто-то уходит в отпуск определенные процессы останавливаются;
一 работники выполняют работу согласно своим соображениям, а не стандартов обслуживания или правил компании;
一 в компании нет показателей работы, из-за чего работники не понимают, как оценивают их эффективность;
一 снизился уровень удовлетворенности клиентов и растет количество жалоб или возвратов;
Осознав причину и характер проблем, важно собрать их в таблицу в таком порядке:
一 описание проблемы;
一 описание процесса;
一 описание способов улучшения работы процесса.
После проводится регулярная работа с командой для того чтобы наработанные изменения не просто пылились в шкафу, но и активно внедрялись в работу. Для решения проблем понадобится некоторое время, индивидуальное для каждой компании.
К слову, могут быть и другие запросы бизнеса для налаживания бизнес-процессов:
一 когда есть планы сотрудничать с новыми рынками;
一 подготовка к формированию франшизы;
一 есть планы по привлечению инвестиций 一 грантов, кредитов и других источников финансирования.
Когда процессы наладятся, то в компании появятся четкие и понятные правила игры для команды, подрядчиков. Именно они снимают напряжение с работников и высвобождают время для более креативных задач, что позволяет бизнесу развиваться более системно и быстро.