Бизнес в Европе для украинцев: трудности перевода

А также о том, что значит 71 место Украины в рейтинге легкости ведения бизнеса

У каждого своя Лига Чемпионов. Из года в год с выходом очередного издания Doing Business от Мирового Банка политики считают очки и отчитываются об успехах своей команды, бизнесмены сравнивают показатели и следят за трендами, а диванные критики заявляют, что "надо было по-другому в обороне играть".

В этом году в мировом "чемпионате" по легкости ведения бизнеса Украина заняла 71 строчку. На пять ступеней выше, чем в прошлом году. Означает ли это, что в 70 странах с лучшими показателями украинцам всегда легче вести бизнес?

Простой ответ — нет. Реальность гораздо сложнее и интересней. Как подсказывает мой опыт, нельзя недооценивать деловые, исторические и культурные особенности любого рынка. 

Во-первых, я не согласен с тем, что Украина во всем отстает от Европы. Действительно, в некоторых вопросах это так и есть. Стабильные финансовые институты, судебная система, транспортная инфраструктура, проекты, которые по своей природе требуют десятилетий инвестиций и развития, — для их создания нам еще не хватило времени. 

Но эти же недостатки могут превратиться в наши достоинства. Украина сегодня открыта для технологий, которых не было еще вчера. Вместо того, чтобы менять что-то старое, можно сразу внедрять самое новое. Например, технологии NFC для бесконтактных платежей активно заходят в кошельки потребителей. В 2017 Украина стала 15-й страной в мире, где заработал Android Pay, а уже в 2018 — 28-й в мире, где официально запустился Apple Pay. 

Во-вторых, молодой украинский бизнес своим скачкообразным развитием отличается от европейского, который работает в условиях открытого рынка уже десятки лет. За это время успел накопиться огромный опыт создания, развития, успехов и неудач долгосрочных проектов. Вместе с ними строилась и репутация компаний — визитная карточка западного бизнеса. 

Деньги в Европе можно условно поделить на новые, старые и… очень старые. Работать с очень старыми деньгами — редкая удача и очень ценный опыт, даже если отбросить коммерческий интерес. Работать со старыми деньгами — полезно для расширения кругозора и развития бизнеса. Хоть и это сотрудничество надо заслужить: такие компании выдвигают высокие требования к себе и своим партнерам. 

Время от времени украинский бизнес сталкивается с настороженным отношением к себе со стороны европейцев, потому что не может похвастать визитной карточкой истории и репутации. Местами такая настороженность имеет основания. Даже на урегулированном и защищенном рынке встречаются жулики и прочие бизнесмены с большой дороги. Как и везде, проверенные и надежные контакты — это очень важно.

В Украине и странах Восточной Европы проще наладить сотрудничество с международным бизнесом или консалтингом первого эшелона. Компании, которые работают на этом рынке, понимают его особенности, но при этом так же ценят репутацию и поддерживают высокие стандарты ведения бизнеса. Такая среда более благоприятна и открыта к быстрым проектам. Это подтверждают успешные украинские стартапы. 

В-третьих, даже в границах Европы подходы к бизнес-сотрудничеству сильно отличаются. Северная Европа — более открытая и дисциплинированная, но взамен потребует от вас обязательности. Южная Европа — Италия, Португалия и Испания, в которой, собственно, я и набил свои шишки, — даже по украинским меркам покажется расслабленной. К тому же, некоторые южноевропейские рынки очень протекционистские. Не стоит думать, что открытость региона к туристам распространяется на все сферы жизни. 

Выход на европейские рынки — серьезный шаг для украинского бизнеса. Этот процесс требует дисциплины, добросовестной подготовки и честной оценки собственных возможностей. Многое, действительно, зависит от вполне измеримых показателей. Но иногда "на чужом поле" не все идет гладко, даже если у вас за плечами много лет опыта, и кажется, что и в обороне, и в нападении все процессы отлажены. 

Не бойтесь играть в мировых чемпионатах, просто заранее изучайте правила игры.