Больше акций и дистанционное обслуживание. Как будут работать туроператоры после карантина

После отмены всех ограничений туроператорам придется поработать над тем, чтобы простимулировать людей вновь начать путешествовать

Туристическая сфера попала под сильнейший экономический удар из-за эпидемии коронавируса. По прогнозам Института Всемирного туристического форума, до конца года потери отрасли могут достичь порядка 5 трлн долларов. При этом пока нет точного прогноза касательно завершения периода карантина и восстановления авиасообщения. Но несмотря на это уже можно спрогнозировать, как пандемия трансформирует работу туристических операторов, и отметить какие будут изменения.

Туристические компании работают на данный момент удаленно, поддерживая связь со своими агентствами и партнерами в онлайне. 

Наши процессы коммуникации давно настроены в режиме 24/7 365 дней в году, что позволило оперативно адаптироваться под ситуацию. Мы создали сообщества в мессенджерах из числа руководителей для проведения экстренных онлайн совещаний. 

Все платежи приостановлены, коммуникация с агентами и партнерами ведется в режиме нон-стоп. Сейчас у нас по большей части задействованы сотрудники, находящиеся на "передовой" — так называемая группа быстрого реагирования. Они выполняют срочные задачи, которые связаны с теми туристами, чьи перелеты были запланированы на ближайшее время. Все остальные отделы привлекаются к работе, но в основном находятся в режиме стэнд-бай. 

Что дальше

Пока сложно спрогнозировать, сколько времени понадобится на полное восстановление после периода туристического застоя: на это могут уйти годы. Но уже явно то, что не все туроператоры переживут окончание карантина, если он продлится, предположим, до лета. 

Удержаться на плаву в условиях отсутствия доходов может помочь только финансовая подушка, но, увы, не все операторы успели ее сформировать. Возможно, через какой-то период государство предоставит решение для субъектов хозяйственной деятельности касательно минимизации расходов, но пока конкретных предложений не сформировано.

В первую очередь операторы до конца карантина не берут никаких обязательств перед своими зарубежными партнерами в рамках объемов. Потому что каждая сторона планируя свою работу, предполагает определенное количество туристов, с которыми будет работать.

После выхода из карантина первоочередной для туроператоров станет цель восстановления прежних объемов. Это достаточно сложная задача, ведь люди будут путешествовать не так активно и в большинстве случаев, скорее всего, предпочтут повременить с поездками. 

Далее последует этап переговоров с партнерами о корректировке тех объемов, которые были заявлены и ввиду обстоятельств не могут быть выполнены. И еще один аспект восстановительного периода — работа с авиакомпаниями относительно объемов полетных программ. 

Если говорить о трансформационных последствиях карантина, то здесь можно спрогнозировать следующие тенденции.

Оптимизированный процесс удаленной работы. Период удаленки укажет на существующие организационные и коммуникационные пробелы и станет стимулом для совершенствования работы в режиме онлайн. Компании отшлифуют эти процессы, минимизируют расходы и научатся бесперебойно работать без физического офиса.

Больше онлайн-опций для клиентов. За время карантина появится больше онлайн-решений: всевозможных приложений и сервисов. Это даст возможность внедрить полноценное дистанционное обслуживание клиентов — то, о чем многие задумывались и раньше, но не успевали реализовать. 

Упор на дезинфекцию. Пандемия заставила всех всерьез задуматься об усилении мер, связанных с дезинфекцией. Если говорить о туристической сфере, то все зоны массового обслуживания людей теперь больше укомплектованы антисептическими средствами и чаще дезинфицируются. Клиенты будут более требовательны к этим пунктам и место, где они пребывают, должно соответствовать их ожиданиям.

После карантина туроператорам придется поработать над тем, чтобы простимулировать людей вновь начать путешествовать. Очевидно, что главным инструментом в борьбе за клиентов является доступность. Причем туроператоры будут снижать стоимость с постоянной оглядкой на конкурентов и стараться сделать более выгодное предложение даже в ущерб прибыли, ведь целью № 1 станет восстановление прежнего количества клиентов. 

Также будут подключаться различные акции, нестандартные предложения от отелей — здесь в борьбу вступят маркетологи, которым предстоит разработать стратегии для выделения туроператора на фоне десятков других. 

Если говорить о спросе на услуги туроператоров, то он пойдет на спад из-за двух барьеров: страха путешествий после пандемии и материального положения, которое неминуемо пошатнется в связи с кризисом. С первым поможет бороться информирование клиентов: заявления официальных источников об избавлении от недуга, полной ответственности принимающей стороны и поддержке туристов в случае заболевания. 

О глобальных изменениях в туристической сфере пока рано судить, ведь точно неизвестно, когда закончится карантин и сколько продлится кризис. Наша задача сейчас — постоянно держать руку на пульсе и максимально подготовиться к старту полноценной работы.