Большое кризисное благо

К черту загибающуюся промышленность! К черту банки, химиков и металлургов! Кризис посягнул на святые основы, на которых зиждилась украинская экономика - бизнес-схемы.

черту загибающуюся промышленность! К черту банки, химиков и металлургов! Кризис посягнул на святые основы, на которых зиждилась украинская экономика - бизнес-схемы.

Мой друг вот уже несколько лет работает в компрессорном бизнесе. Если кто не знает, что это за бизнес такой, объясняю: в Европе есть пара заводов, производящих компрессоры, которые в Украине нужны много кому. На эти заводы приходится несколько десятков (!) украинских фирм, которые эти самые компрессоры завозят в Украину и продают всем желающим с различной, в зависимости от договоренности, наценкой.

За годы работы в компрессорном бизнесе мой друг успел немало преуспеть. Безо всякого блата он умудрялся зарабатывать от 4 до 15 тысяч долларов ежемесячно, и это в качестве наемного работника. Механизм продаж был прост до тупости, чем поражал меня до глубины души. Демонстрация прайса – торг – сопли директора (не владельца) или ответственного  за покупку главинженера о «том-как-его-фирме (или ему лично)-нелегко-живется» — предложение отката – торг – договоренность — водка.

По такой схеме мой друг работал в течении нескольких лет, имел хороший заработок, вел полугламурный образ жизни, умудрился купить квартиру в кредит на пике стоимости в 2007-м, и, как венец компрессорной деятельности, весной этого года ушел из-под крыла своего начальника на вольные хлеба  - основал собственную фирму по продаже компрессоров с парой человек штата.

Ей богу, я не раз подумывал бросить все, и тоже податься на сказочное компрессорное поле. Предлагал своему другу денег, чтобы войти в долю, но договориться мы не успели. Кризис помешал.

Его приближение мой друг мог предугадать еще летом: компрессоры вдруг перестали покупать. Еще вчера рентабельные фирмы начали пробуксовывать, из-за чего на место наемных директоров пришли реальные хозяева компаний, которые отказывались разговаривать на языке откатов в ущерб своему бизнесу.

Спустя три месяца финансовой вакханалии мой друг готов изменить свои взгляды. Ведь он, как и многие другие, кто строил свой бизнес на импорте, теперь почти что банкрот. Он, кажется, почти готов понять, что его бизнес в том виде, в котором он был, вряд ли вернется в Украину. Слишком уж это дорогое удовольствие - держать наемных директоров, которые покупают технику в три дорого, ради «десяточки» на своем личном счету. Я уверен, что кризис мало чему научит политиков, однако он точно пойдет впрок бизнесменам, которые много чему научатся. И это, надо полагать, большое кризисное благо.