Часть кредита МВФ может пойти на погашение долгов перед россиянами

Сегодня МВФ рассмотрит вопрос о возобновлении программы сотрудничества с Украиной. Если все пройдет успешно, власть может получить в кредит $15 млрд. На что пойдут деньги и на какие уступки пошла Украина перед МВФ, рассказал вице-премьер Сергей Тигипко
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Сергей Леонидович, в правительстве вы отвечали за переговоры с МВФ. Их можно назвать успешными?

Об успешности переговоров можно будет говорить, когда состоится совет директоров МВФ. В целом, они были хотя и сложными, но достаточно конструктивными.

Судя по всему, поднимался вопрос о рекапитализации банков. Сколько денег нужно еще влить в госбанки?

Ситуация с рекапитализацией банков прояснится окончательно после анализа результатов второй волны стресс-тестов. Решение этого вопроса для коммерческих банков зависит не столько от рекомендаций МВФ, сколько от экономической логики. Если банк недостаточно капитализирован, он рискует деньгами вкладчиков и клиентов и не может нормально работать. Что касается государственных банков, то для их рекапитализации будет предусмотрено около 20 млрд. грн.

А как МВФ отнесся к тому, что часть его денег уйдет на погашение кредита перед российским ВТБ?

В окончательном документе о сотрудничестве предусмотрено, что кредит МВФ будет направлен на две цели: основная часть — на пополнение золотовалютных резервов Украины и частично — на финансирование дефицита бюджета. МВФ не расписывает детально, куда должны пойти деньги, но речь может идти только о статьях, предусмотренных госбюджетом.  В том числе, если будет необходимость до конца года погасить кредит ВТБ, то определенная часть средств может пойти на это. Но это будут бюджетные деньги, а не целевые.

Какой из пунктов меморандума с МВФ наиболее болезненный для правительства?

Сегодня самый болезненный вопрос — это повышение тарифов. В будущем — внедрение пенсионной реформы. Это очень сложные для государства шаги. Но без решения этих вопросов у нас как у страны перспектив нет.

Речь идет о введении накопительной пенсионной системы?

В том числе. Но говоря о пенсионной реформе, я подразумеваю и ограничение размера максимальных пенсий.

Говорят, вы сторонник применения штрафов и пени к тем, кто не платит за жилищно-коммунальные услуги? Плюс к этому граждан ожидает повышение тарифов.

Начну с того, что Кабмин принял вынужденное решение по поднятию тарифов. Другого пути просто не было. Ситуация сложная, и сейчас нам необходимо все сделать, чтобы компенсировать малообеспеченным людям рост стоимости коммунальных услуг. Мы пошли на то, чтобы увеличить социальную защиту бедных слоев населения. Ранее стоимость услуг ЖКХ для работающих не должна была превышать 20% семейного бюджета. Сейчас мы снижаем эту цифру до 15%. Для пенсионеров коммунальные услуги будут стоить не более 10% их бюджета. Превышение этого порога будет обязательно компенсировано государством. Одновременно упрощается механизм получения субсидий.

Если же говорить о моем отношении к введению штрафов за неуплату, то они должны быть, хотя бы минимальные. Я сторонник того, чтобы за коммунальные услуги платили все.

Но повышение тарифов на ЖКХ — это еще не реформа. К примеру, предыдущее правительство собиралось создать единый счет, на который поступали бы деньги от населения.

Я поддерживаю такой подход. К примеру, кроме расчетов за газ, у коммунальных предприятий есть еще ряд платежей. Поэтому деньги, которые поступают от населения за газ, должны использоваться по целевому назначению. До сих пор было наоборот: предприятия тратили на все что угодно, кроме расчетов за голубое топливо. Неудивительно, что уровень проплат предприятий теплокоммунэнерго до прихода правительства Азарова составлял 36%. Все остальное покрывалось за счет «Нафтогаза Украины». В результате дефицит бюджета монополиста в прошлом году составил более 30 млрд. грн. Вдумайтесь: одна компания обеспечивала дефицит в 3% ВВП. А мы хотим, чтобы 3% ВВП составлял дефицит бюджета по всей стране.

Ваша точка зрения о переносе рассмотрения Налогового кодекса на осень нашла поддержку. Премьер Азаров, призывавший принять еще летом кодекс, не обиделся?

У нас с премьером подход один: кодекс должен быть качественным и продуманным. Было бы идеально, если бы мы успели его еще летом отшлифовать и принять, но считаю, что решение о переносе его рассмотрения на осень было правильным. Сейчас мы конструктивно и тщательно вместе с предпринимателями и представителями бизнес-ассоциаций работаем над каждым его разделом. К доработке кодекса мы активно привлекаем специалистов из Европейской бизнес-ассоциации, Американской торговой палаты. Мы внимательно анализируем опыт других стран. К примеру, на днях я вернулся из Грузии, где наша делегация изучала опыт работы налоговой службы. В этой стране работает солидарная ответственность налогоплательщиков и числится всего шесть налогов, которые очень жестко администрируются. Возможно, используем их наработки. Сейчас также жду информации о налоговой системе стран Балтии. Считаю, что без учета международного опыта Налоговый кодекс будет неполноценным.

Николай Азаров сказал, что правительство согласно внести в кодекс 300 поправок из 5 тыс. Какие наиболее принципиальные?

Самые принципиальные дискуссии будут идти вокруг вопроса относительно того, ужесточать или не ужесточать администрирование налогов. На мой взгляд, сегодня у налоговой вполне достаточно прав и полномочий, и расширять их не вижу смысла.

Очень сильно дискутируется также норма, которая должна прекратить махинации с незаконным возмещением НДС. Думаю, бизнес сам предложит жесткие требования к тем, кто претендует на возврат налога на добавленную стоимость.

Идет жаркая дискуссия и относительно упрощенной системы, которую мы обязательно оставим, но немножко видоизменим. Максимально будем сближать бухгалтерский и налоговый учет и предпринимать другие шаги, чтобы предпринимателям работалось легче и проще. Для нас главное — выйти на тот продукт, который прежде всего устроит бизнес.

Вы вспомнили Грузию. Эта страна сделала огромный шаг навстречу бизнесу. Правительство Азарова к этому готово?

Безусловно. Альтернативы этому пути сегодня нет. Если говорить о Грузии, то там действительно очень много сделано. Кроме упрощения налогообложения, заслуживают внимания и меры по дерегуляции. Максимальный срок выдачи разрешения на строительство — месяц. Есть прецеденты, когда разрешение на строительство гостиницы выдавалось в течение трех дней. Максимально упрощено прохождение таможенных процедур. К примеру, «растаможка» автомобиля проходит за 20 минут. Очень многое сделано в плане борьбы с коррупцией.

В последнее время снова участились случаи, когда чиновники за бюджетные деньги покупают супердорогие автомобили. «ДЕЛО» первым подняло эту тему, и мы рады, что наши публикации нашли отклик в правительстве.

Такие действия отдельных министерств — это колоссальная ошибка, разбазаривание государственных денег. Премьер-министр запретил финансировать расходы на закупку новых автомобилей и дорогой офисной мебели. Следующим шагом будет существенное сокращение транспорта и постепенное уменьшение численности чиновников. В итоге на министерство останется всего несколько машин. Автопарков уже не будет.

Но журналисты побаиваются, что информация о тендерах будет полностью закрыта. Сейчас ее и так по крупицам приходится искать. Отдельные министерства, к примеру, Минтранс, уже закрыли тендерную информацию.

Думаю, что правительство еще раз проанализирует состояние дел в этой сфере. Есть и соответствующее поручение главы государства. Тому, чтобы тендерные закупки стали более прозрачными, будет способствовать и новый закон о госзакупках. Документ получил высокую оценку международных экспертов и должен эффективно заработать.

Вопрос по вашей партии. Вы пообещали устроить праймериз накануне местных выборов. Как идет процесс?

Праймериз — один из элементов развития «Сильной Украины». Мы советуемся с людьми, выясняем, кого стоит выдвигать в местную власть, составляя определенный рейтинг доверия. Сейчас у нас активно идет кампания по приему новых членов партии. На днях смотрел статистику: свыше 50 тыс. человек получили партбилет «Сильной Украины». При этом стараемся отсеять случайных людей.

В тот день, когда вы заявили о проведении праймериз, «ДЕЛО» обзвонило несколько областных ячеек партии, и там не очень-то и знали об этой инициативе...

Это абсолютно нормально. В тот день мы только объявили решение центрального органа партии о проведении праймериз. После этого провели разъяснительную работу — и с 10 августа проект стартует по всей стране.

У «Сильной Украины» есть проблемы с участием в местных выборах после принятия закона, запрещающего участвовать в них партийным ячейкам, зарегистрированным менее чем за год до голосования.

Если норма «365 дней» относится только к партии, а не региональным подразделениям, то это нас устроит. Если же она будет применяться ко всем региональным подразделениям, то здесь возникают сложности. Хотя, думаю, мы найдем выход. Мне не нравится положение закона, которое привязывает мэров к партиям. Ведь если установить, что мэров могут выдвигать только партии, то на выборах городских голов побеждать будут те кандидаты, которых поддерживает провластная в том или ином регионе партия. Но ныть мы не собираемся. «Сильная Украина» идет на местные выборы и будет активно в них участвовать.