Чего ждать работодателям после принятия нового закона "О занятости населения"

Оксана Орлова, юрист киевского офиса международной юридической фирмы Salans, рассказала о нововведениях, которые содержит разработанный Кабмином законопроект "О занятости населения"

В мае 2012 г. Кабинетом Министров Украины внесен на рассмотрение Верховной Рады проект закона "О занятости населения", который был зарегистрирован 22 мая 2012 за № 10497-1. Текст проекта закона значительно расширен по сравнению с текстом закона Украины "О занятости населения" от 1 марта 1991 г., действующим на сегодняшний день.

Среди новелл законопроекта можно выделить, в частности, следующие:

1. Работодателю, который трудоустроит на новое рабочее место гражданина по направлению территориальных органов центрального органа исполнительной власти сроком не менее чем на два года, ежемесячно будут компенсироваться фактические расходы в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за этого человека.

2. Молодому работнику, который заключил трудовой договор на срок не менее трех лет с предприятиями, учреждениями и организациями, которые расположены в селах и поселках, предусмотрено предоставление одноразовой адресной помощи в пятикратном размере минимальной заработной платы.

3. Работодатели смогут принимать на работу для прохождения стажировки на условиях срочного трудового договора студентов высших и учеников профессионально-технических учебных заведений, которые получили квалификацию по образовательно-квалификационному уровню "квалифицированный рабочий", "младший специалист", "бакалавр", "специалист" и продолжают учиться на следующем образовательно-квалификационном уровне.

4. Для оплаты переподготовки, смены специализации, повышения квалификации лицам старше 45 лет (страховой стаж которых составляет не менее 15 лет), предусмотрено предоставление одноразовой материальной помощи в пределах стоимости обучения, но не более десятикратного размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

5. Законопроект имеет целью защитить также работодателей, которые вкладывают деньги в обучение своих сотрудников. Так, работодатель имеет право заключить с работником договор о его направлении в учебное заведение для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации и отнести затраты на обучение в свои валовые расходы. Указанным договором на работника может быть возложена обязанность

(і) отработать у такого работодателя после окончания обучения срок, который согласован сторонами и сопоставим с обязанностями, взятыми на себя работодателем, но не более трех лет;

(ii) компенсировать работодателю затраты, связанные с оплатой обучения, или их часть пропорционально отработанному сроку на условиях, определяемых договором.

6. Отдельно в законопроекте определено понятие найма субъектами хозяйствования работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя на основании трудовых договоров. Данный вид найма работников достаточно распространен за рубежом, однако в Украине на сегодняшний день этот вопрос частично (но не достаточно) урегулирован Налоговым кодексом.

7. Законопроектом значительно расширен перечень иностранцев, которые могут осуществлять свою деятельность на территории Украины без соответствующего разрешения на трудоустройство. Например, четко указано, что без соответствующего разрешения может осуществляться трудоустройство артистов и работников искусства для работы в Украине по специальности, сотрудников иностранных представительств, зарегистрированных на территории Украины в установленном законодательством порядке, иностранцев, которые прибыли в Украину для осуществления преподавательской деятельности по специальности в государственных высших учебных заведениях и других.

8. Законопроектом определяются такие новые понятия, как "помощь по частичной безработице", а также понятие "массовое высвобождение работников по инициативе работодателя".

В целом данный законопроект направлен на совершенствование механизмов государственного регулирования в сфере занятости населения, урегулирования на законодательном уровне некоторых отношений и практики, которые фактически существуют на украинском рынке труда.