20 марта, 14:03
Екатерина Петроченко

О каких логистических правилах должен знать предприниматель, чтобы успешно выполнить доставку в любую страну мира

Чек-лист экспортера: о чем нужно помнить отправляя товар за рубеж

Мы часто слышим истории успеха украинских предпринимателей, которые смогли продать товары на зарубежных рынках и увеличить обороты, прибыль и маржинальность. Сотни бизнесменов вдохновляются этим опытом и готовят стратегии экспансии в соседние страны или дальнее зарубежье. Но очень часто предприниматели упускают важные детали. И как оказывается на практике, незнание логистических процессов и международных правил доставки могут не просто провалить заказ, но и привести компанию к серьезным убыткам.

Как обезопасить себя от фиаско и что не упустить при выходе на международные рынки? В помощь экспортёрам чек-лист для эффективной логистики от Екатерины Петроченко, руководителя отдела продаж ZAMMLER GROUP:

1. Говорить с рынком на одном языке

Коммуникация должна быть чёткой и понятной для всех участников процесса. Единый язык общения в международных договорах, которые касаются поставок, закреплён в правилах Инкотермс (International commercial terms). Это — однозначные толкования часто используемых торговых терминов для каждого вида используемого транспорта при осуществлении транспортировки того или иного груза.

Наиболее часто используемыми терминами для наземных видов транспорта являются EXW и FCA.

EXW — это "Франко-завод" (с указанием точного адреса местонахождения завода-производителя), также применяется термин "самовывоз". Покупатель забирает товар с той точки, которая указана в договоре. Экспортные сборы оплачивает покупатель/получатель товара. Путь от отправителя (завода) до получателя — это забота получателя.

FCA — "Франко-перевозчик" (с указанием места поставки). Продавец выполняет свое обязательство по поставке. Очищенный от пошлин товар отправляется перевозчику, которого назначил покупатель. Товар доставляется основному перевозчику до указанного в договоре терминала отправления, экспортные сборы оплачивает продавец. То есть путь от отправителя (завода) до получателя — это забота отправителя.

К морскому виду транспорта чаще применимы термины FOB и CIF.

FOB — "Франко борт". Отправитель оплачивает локальные расходы в стране отправления, включая погрузку на борт судна. Расходы, включая морской фрахт, наземную доставку по стране назначения оплачивает получатель.

CIF — отправитель оплачивает все расходы (локальные расходы в стране отправления, погрузку на борт судна и морской фрахт до порта назначения оплачивает отправитель, локальные расходы в стране назначения оплачивает получатель).  Разница между CIF и FOB в оплате фрахта.

2. Учитывать сезонность

Если доставка планируется в предпраздничный период, могут отсутствовать места на судне или поставка будет значительно дороже, чем обычно. Необходимо учитывать, что ноябрь и декабрь — это два самых сложных для логистики месяца, а в январе уже идет спад по количеству транспортируемого товара. Даты, когда может быть произведена отгрузка товара, и когда заказчик может получить этот товар, влияют на выбор транспорта. Если нужна срочная отгрузка — это авиадоставка, но она, конечно же, более дорогая. В некоторых компаниях могут предложить смешанную доставку. Например, до Европы груз идет автомобилем, а из Европы — самолетом. По цене выходит средний вариант: не так дорого, как авиа, и быстрее, чем морская доставка.

3. Выбрать надёжного логистического партнёра

"Мы договорились с компанией Х, заказали транспорт, а они его не предоставили", — только одна из многих возможных неприятных ситуаций, если вы поленились и не уделили максимум внимания выбору логистического оператора. Подберите компанию с надежным именем, просмотрите, каких клиентов она обслуживает. Важно, чтобы это был реальный клиент, с которым компания работает сейчас, а не пять лет назад. Желательно, чтобы эти бренды были известны на международном рынке. Также проанализируйте, какие мощности есть у будущего логистического партнера. Просите отдельного менеджера, который будет работать с вашими поставками, это значительно ускорит и упростит процесс коммуникации.

4. Правильно спланировать время

Объем груза, частота поставок, мощности выбранной вами логистической компании и т.п. — это все это влияет на сроки.  Поставка небольшой партии груза значительно проще и требует меньше времени на организацию, чем, к примеру, поставка производственной линии.  Также необходимо помнить, что время потребуется и на анализ цен, согласование контрактов между вами и вашим будущим логистическим партнером. В среднем, такое планирование может занимать от двух недель до месяца.

5. Согласовать все финансовые условия с получателем

В контракте важно прописать, в какой период, в какой валюте и в каком объеме вашему отправителю заплатят за товар. Оптимально получать предоплату минимум 70% за товар, который доставляется получателю. Оставшиеся 30% получатель может оплатить после доставки. Способ оплаты 50/50 — менее надежно, но тоже приемлемо. Нужно ориентироваться на отношения с получателем и, конечно же, зафиксировать эти условия в контракте.

6. Проанализировать, какой транспорт наиболее выгоден в каждой конкретной ситуации

Вопрос транспорта важно решать исходя из вашей ситуации, а не копировать готовое решение. Учитывайте различные варианты отправки товаров (курьерской службой доставки, почтовой службой, транспортной компанией, вашим собственным транспортом — случай, когда у компании свой парк автомобилей и она самостоятельно руководит процессом отгрузки) и выбирайте то, что будет выгодно именно для вас.

Ориентируйтесь на ценность товара и срочность доставки. Если ваш товар очень дорогой либо нужен клиенту срочно, авиадоставка будет лучшим вариантом (если груз разрешен для перевозки в самолете). Это самый дорогой, но в то же время самый быстрый способ поставки. Морская доставка — хороший вариант для несрочных перевозок. Это один из самых недорогих способов, но важно учитывать сезонность (как говорили выше, заранее бронировать на предпраздничный сезон — ноябрь-декабрь) и возможность задержки из-за плохих погодных условий.  Автодоставка дороже, чем морская, но лучше подходит для некоторых товаров, а также дает возможность доставки от дверей до дверей и практически не зависит от погодных условий.

7. Учитывать возможные сложности при таможенном оформлении товара

Есть несколько наиболее часто встречающихся проблем, с которыми сталкиваются субъекты внешнеэкономической деятельности при оформлении товара на таможне:

а) при определении кода товара, от которого зависит тарифное и нетарифное регулирование,  для таможенного брокера необходимо предоставить максимум технического описания (либо состава продукта), его назначения и прочая информация, которая потребуется для его классификации. При непосредственно самом таможенном оформлении благодаря данным документам, брокер сможет доказать правильность выбранного кода, что значительно сократит время на процедуру таможенной очистки;  

б) часто проблемы возникают из-за несоответствия информации в различных документах. К примеру, в контракте и инвойсе отличаются условия поставки, либо условия оплаты; отличается количество мест, либо вес в упаковочном листе и транспортных документах. Либо сам по себе документ не имеет достаточно информации для таможенного оформления — отсутствует вес нетто за каждую позицию в упаковочном или отсутствует страна происхождения в коммерческом инвойсе. Необходимо внимательно заполнять все документы.

в) очень важно учитывать нюансы, которые касаются фитосанитарного, ветеринарного контроля и контроля пищевых продуктов. При фитосанитарном контроле стоит принимать во внимание, что проверка может затянуться по времени. Например, если товар доставлен на немаркированных паллетах, вы обязаны выгрузить его, а паллеты утилизировать и заплатить за их утилизацию. Только после получения акта про утилизацию вы пройдете этот контроль. При ветеринарном контроле важно узнать всю информацию о вашем продукте: скажем, если вы экспортируете мед, который тоже подлежит ветеринарному контролю, то предприятие, где мед гомогенизируют, должно быть внесено в Государственный реестр. На пищевую продукцию обязательный документ — международный сертификат, которым вы подтверждаете качество пищевой продукции. Экологический и радиологический контроль при таможенном оформлении как таковой отсутствует, но если у вас, к примеру, товар — битое стекло, секонд-хенд, отходы, лом металла, то на него необходимо получить письмо от Министерства экологии, без него ваш товар не оформят на таможне.

с) определение таможенной стоимости является для некоторых субъектов внешнеэкономической деятельности очень неприятной процедурой, которая может в последствии решиться только в судебном порядке. Поэтому желательно на момент таможенного оформления, чтобы у брокера были документы, подтверждающие таможенною стоимость, как минимум это экспортная декларация, банковские документы о предоплате за товар (если она была), прайс-лист (либо коммерческое предложение).

Тщательное планирование, анализ возможных рисков, надежные логистические партнеры, своевременное оформление всех документов на экспортируемый товар, понимание международных торговых терминов, закрепление всех важных моментов и норм в контрактах — все эти нехитрые действия уберегут вас от лишних проблем и трат при работе с международными рынками.

автор:
раздел:
теги:

По теме:

Поиск и привлечение правильного инвестора: несколько практических советов
Мнения 05 марта, 16:03

Поиск и привлечение правильного инвестора: несколько практических советов

Как выбрать инвестора, определиться с суммой, необходимой для развития бизнеса, и презентовать идею

"Узкое место украинского экспорта" — Минагрополитики взялось за логистическую стратегию
АПК 07 марта, 18:03

"Узкое место украинского экспорта" — Минагрополитики взялось за логистическую стратегию

Логистический штаб при министерстве будет заниматься не только "горячими" вопросами, но и нарабатывать стратегические решения

Загрузка...
Информационный партнер проекта Ukr.net
Новости со всех уголков Украины на https://www.ukr.net/
Загрузка...