Чорновол о "Харьковских соглашениях": Безопасность страны на газ не меняют

Народный депутат Тарас Чорновол считает, что "Харьковские соглашения" были составлены бездарно с юридической стороны. Нельзя менять безопасность страны на скидку на газ

Ситуация с "Харьковскими соглашениями" очень неоднозначна: они очень плохие и с юридической стороны абсолютно бездарны. Потому что в соглашениях размениваются две совершенно противоположные вещи, которые между собой не могут быть связаны: вопросы флота, безопасности и вопрос цены на газ.

Во-вторых, когда рассматривалась ситуация относительно формирования цены на газ, не было даже попытки отменить формулу, внедренную предыдущим правительством Юлии Тимошенко, на нее делались только небольшие скидки, которые не могли дать долговременного результата. На сегодняшний день, исходя из этой формулы, которая не соответствует никаким нормальным принципам ценообразования, мы получаем газ дороже, чем любая страна Европы. Поэтому понятно, что соглашение само по себе большой пользы Украине не принесло.

Если бы в то время власть не рассказывала, как гениальны и полезны для Украины эти соглашения, а честно сказала, что это капитуляция, что предыдущее правительство поставило власть в ситуацию, при которой она не имела ни единого шанса обеспечить транзит газа в Европу, спасти систему обеспечения энергоносителями и экономику Украины в целом, что единственным выходом был переход под жесткий прессинг с российской стороны, чтобы выиграть время вследствие подписания этих соглашений. Если бы так произошло, то, очевидно, это можно было бы расценивать как единственное спасение в этой ситуации. Но я думаю, что было достаточно других методов, которыми можно было бы добиться отмены "Московских соглашений", подписанных Тимошенко, и выйти на другие, более выгодные для Украины, рамки ценообразования. К сожалению, тогда никто даже не попытался этого сделать.

Плохое спасение

Поэтому, если формально трактовать слова Януковича, что это было спасение, то, вероятно, это так, потому что капитуляция, когда тебя прижали к стене, это тоже в какой-то степени спасение, но спасение очень плохое. Стратегически - это большая потеря, тем более, что подписание "Харьковских соглашений" это не закрепление Черноморского флота в Крыму, а легализация "Московских соглашений" Тимошенко, которые юридически можно было бы отменить как принятые незаконно, но они подтверждены "Харьковскими соглашениями", а это уже большая проблема. Так что назвать это спасением, мне кажется, трудно.

Запасной вариант

Как лучший альтернативный вариант на то время можно было предложить такой ход событий. Заранее уведомить европейские страны о том, что могут вновь возникнуть проблемы с транзитом; проследить за нормальным составом и заполнением своих газовых хранилищ; кадастрировать ситуацию в них; занять устойчивую позицию относительно "РосУкрЭнерго" в Стокгольмском арбитраже и объявить Россию соответчиком по этому делу, что автоматически связывало бы ей руки в вопросе "Московских соглашений" Тимошенко и их реализации.

И после того заявить, что мы готовы идти на достаточно серьезные уступки, в том числе политические, но единая цена этих уступок со стороны России - отмена "Московских соглашений". На таких условиях можно было выходить на серьезные переговоры по Черноморскому флоту, но основной задачей все же должна была оставаться отмена "Московских соглашений". Пока же эти соглашения не отменены, а только принята легкая смягчающая норма.

Расторгнуть соглашения уже невозможно

Если говорить о возможности расторжения "Харьковских соглашений" тем способом, которым они были внесены в парламент для денонсации, то на сегодняшний день это невозможно.

Разговоры о денонсации – это политическая декорация, хорошая и правильная, но не более, потому что в Украине Законом о международных договорах и Конституцией определено очень четко, что субъектом представления проекта Закона о денонсации соглашения могут выступать только президент или правительство, депутат таким субъектом не выступает. В регламенте Верховной Рады как субъект прописан и народный депутат, но в действительности это противоречит всем другим нормам законодательства, и реализовать это физически будет просто невозможно.

Отменить договоренности через суд будет очень сложно: если "Московские соглашения" – это договоренности между хозяйствующими субъектами, которые подотчетны судебному органу, то "Харьковские соглашения" - это межгосударственные договоренности. Их отменить можно только тем способом, который прописан в Конституции – то есть с помощью официальной денонсации, представление на которую должен сделать президент.

Тарас Чорновол, народный депутат Украины, группа "Центр"