Что мешает обновить 300 млн. тонн металла в Украине

Александр Сирик, вице-президент консалтинговой компании RCG AG, анализирует один из ключевых "металлических тезисов" госпрограммы развития экономики на 2013-2014 годы и высказывает сомнения в реальной возможности его воплощения на практике
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Показатель в 300 млн. тонн металла, которые требуются Украине для обновления/модернизации производства, и которые были "засвечены" в ходе правительственной презентации экономической программы на 2013-2014 годы — в целом соответствует величине металлофонда страны. Учитывая его изношенность, думаю, цифра вполне отвечает действительности.

Вопросы в ином. Первый из них — за какие, собственно, средства осуществлять это обновление металлофонда? Чтобы заменить указанный объем металла новым прокатом потребуется порядка $200 млрд. при нынешних расценках на сталь. И это цена замены только металлической составляющей изношенных промышленных конструкций! Понятно, что процесс обновления такого огромного количества отслужившего свой срок материала — дело не двух программных лет, а нескольких десятилетий, минимум. Но это совсем не снимает все тот же вопрос — а кто за все это заплатит?!

380 млрд. грн., которые по расчетам чиновников, необходимы для реализации, подчеркиваю, всех мероприятий в рамках программы, а не одного лишь металлообновления в основных фондах — явно не достаточно. Одними средствами из госбюджета через организуемый под выполнение программы госбанк развития здесь не ограничишься. А заявлениям о привлечении денег от частных инвесторов более всего не верят… сами частные инвесторы. Они напротив стараются свернуть активность в стране, где инвестиции на практике никак не защищены.

Теперь о других сомнениях к программным тезисам о развитии внутреннего потребления металла. Две цифры. В 1991 году, когда советская экономика еще вполне функционировала, металлопотребление в УССР составляло 26 млн. тонн. В докризисный период было проведено множество исследований на волне позитивной динамики рынка. Однако и тогда в прогнозном горизонте пять-десять лет металлопотребление в Украине по оптимистическим сценариям могло достигать немногим более 13 млн. тонн в год. И еще один показатель. В 2012-м потребление черных металлов в стране слегка превысило 8 млн. тонн…

Конечно, свою роль сыграл кризис с его замиранием "всего и вся". Но не следует забывать и того, что Украина фактически растеряла былое преимущество "сборочного цеха" всего СССР. Множество проектов в украинских промышленных отраслях, потребляющих металл, исторически было реализовано и сориентировано на поставки итоговой продукции в традиционные для отечественных промпредприятий региона сбыта, ныне зарубежные. Список выйдет немалым: от выпуска труб и металлоконструкций до автомобильных предприятий и производств бытовой техники. Вопрос — куда сбывать новые объемы украинской машиностроительной продукции, изготовленной из украинского же металла, если с традиционных рынков ее вытесняют и без того?!

Наконец, одно из самых серьезных замечаний. Сортамент металла, который выпускается сейчас отечественными метпредприятиями, в большинстве своем, малопригоден для применения в действительно высокотехнологичном производстве машин. Например, сталь для изготовления трансформаторов наши машзаводы закупают в России, Германии, даже в США, но никак ни в Украине. Можно вспомнить и разговоры об освоении производства автолиста, которые в стране велись далеко не один год...

Вывод прост. Без предварительного и кардинального технического перевооружения черной металлургии Украины рассчитывать на то, что даже поддерживаемое государством возрождение отечественной инфраструктуры и производства исправит ситуацию в сталеплавильной отрасли, можно лишь отчасти. Более того, учитываю структуру отечественного импорта, такой ренессанс способен обеспечить масштабными заказами лишь зарубежных производителей. Что в разы увеличит те 1,5-2 млн. тонн стальной продукции, которые Украина завозит в последние годы, снижая собственную выплавку металла.