Что такое стартап

О том, что такое технологические стартапы и чем они отличаются от традиционного бизнеса, рассказывает управляющий партнер BayView Innovations Денис Довгополый
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие
  • Стартап — это компания, которая только что запущена. По определению Стива Бленка, одного из самых лучших практиков и теоретиков в области технологического бизнеса, автора единственной методологии, которая работает, стартап — это организация, которая работает для поиска масштабируемой бизнес-модели. Все остальное вторично.
  • 90 % технологического бизнеса вращается в IT. При этом если посмотреть на количество сделок и на количество созданных компаний, то основные деньги крутятся на самом деле не в IT, а в медицине и энергетике.
  • Задачи. Чем отличается наш подход от подхода стандартных корпораций? Они "копаются" в поле известных проблем и потребностей. Стартап не ориентируется на потребности потребителей, он ориентируется на решение проблем доселе нерешаемых. Поэтому основной риск предпринимателя — будет ли его продукт воспринят аудиторией.
  • Intellectual property-based. Так или иначе в технологическом стартапе есть интеллектуальная собственность. Если мы посмотрим, чем формально отличаются технологические компании от нетехнологических, то мы увидим, что в их структуре баланса затраты на RND (research and development) в несколько раз больше, чем у традиционных компаний.
  • Гибкость. Структура принятия решений в стартапе очень простая. Сила в предпринимателя вот в чем. У него есть проблема, и он нашел ее решение, на базе этого решения создал продукт, выбросил его на рынок, и он не работает. Крупные корпорации чаще всего начинают накачивать деньгами маркетинг, чтобы увеличить продажи. Потенциально даже плохой продукт можно "продавить" на рынок. Если предприниматель в свою первую итерацию получил отрицательный результат, он опять возвращается к проблеме, пытается решить ее другим способом или ищет уже другую проблему. Но эти решения он может принимать мгновенно — ему не надо ни с кем советоваться и утверждать планы на ближайший год.
  • Чаще всего цикл жизни стартапа до 7 лет. Хотя бывают разные случаи — компании типа Instagram, которые продаются через 2 года. Если мы посмотрим на рынок, то компании развиваются от 5 до 7 лет. Да, общий тренд сейчас — все происходит быстрее, этот срок постепенно уменьшается.
  • Бизнес-модель. Компании, которые идут в технологический бизнес, имеют амбиции вырасти с 2 человек до 5 тысяч, нарастить оборот с нуля до миллиарда, работают с двумя основными моделями — painkiller и vitamin. Если проблема до этого вообще не имела никакого решения, то мы "таблетка от головной боли". Если проблема решалась тяжело и плохо, то мы являемся "витамином" и предлагаем более эффективное решение.
  • Сегмент. Стартапы работают в сегментах B2C и B2B, но избегают сегмент B2G. Они очень не любят государственные заказы. Первая причина — в госзаказах бывают квалификационные требования, чтобы компания существовала 10 или 20 лет на рынке и так далее. Второе — стартапы и так несут достаточно большие риски, связанные с выходом продукта на рынок, но при этом государственный сектор может поменять правила игры выпуском одного-единственного подзаконного акта.
  • У стартапа есть возможность быстрого роста. Если компании из традиционных отраслей достигали больших объемов за десятки, а иногда и за сотни лет, то технологические компании этот путь могут пройти за 2-5-7-максимум 10 лет.
  • Высокие риски. 99,7 % компаний банкротятся. Основная причина связана с тем, что их гипотеза по проблеме и по решению не была принята рынком.
  • Правило "2-2-6". Когда компания вышла на рынок, сделала заявку и пришла за инвестициями в венчурный фонд, то в 2007 году была статистика, что на 10 проинвестированных компаний 6 компаний банкротятся, 2 компании возвращают вложенные деньги, а 2 "вытаскивают" весь портфель. То есть бизнес высокорисковый, и что инвестор, что предприниматель ходят по этому полю. Сейчас ситуация еще ухудшилась: только одна из 20-30 компаний становится успешной и зарабатывает деньги, чтобы вернуть инвестиции и потраченное предпринимателем время.
  • Market opportunity. Чем отличается предприниматель от, как у нас говорят, "стартапера"? Слово "стартапер" не то что режет слух, оно не имеет аналогов ни в одном языке мира. В свете событий, особенно в России, сложилось, что стартапер — это человек, которому пришла в голову какая-то идея, и он думает, что сейчас придет инвестор, даст ему деньги, и он купит первый Porshe в свои восемнадцать лет. Так вот основное отличие стартапера от предпринимателя в том, что у стартапера есть идея, а у предпринимателя — market opportunity, то есть возможность заработать на рынке. Он умеет видеть возможности, это дано не всем.
  • 5 лет работаю, всю жизнь отдыхаю. Если у предпринимателя получился стартап, то он заработал сразу много денег. После этого он может уже ничего не делать. В чем тут ловушка? Если у него один раз получилось и он решил всю жизнь отдыхать, мы можем считать, что он ненастоящий предприниматель, и у него получилось случайно. Почему? Потому что, если у него один раз получилось, он не может сидеть на месте. Те люди, у которых получилось два или более раз, называются серийными предпринимателями, они очень уважаемые и у них фактически неограниченное доверие.

Из лекции Дениса Довгополого "Основы технологического бизнеса"