Дарио Маркетти: украинский Danone входит в пятерку по объемам продаж

Генеральный директор «Danone Украина» Дарио Маркетти рассказал «ДЕЛУ», почему реклама «Актимель» вызвала нарекания в Великобритании, и о том, сколько правды о Danone содержится в книге Фредерика Бегбедера «99 франков»

Топ-менеджер в крупной международной корпорации — это то, чем вы всегда хотели заниматься?

Нет, я не хотел быть топ-менеджером в большой интернациональной корпорации. Поэтому работаю в Danone. В Danone решения локальны — мы делаем то, что считаем нужным делать в Украине. В каждой стране у Danone есть уникальные локальные бренды, в Украине это «Живинка», «Веселый пастушок». Решение о выпуске продукта принимается в Украине, здесь он испытывается, здесь покупается сырье. Поэтому все ощущается так, как будто это местная компания, а не большая международная корпорация.

Какой была ваша первая работа?

Я работал в Сити-банке в Лондоне. Совсем другая индустрия, но очень полезный опыт.

Как вы пришли в Danone?

В 1999 году я работал на американскую компанию Kellogg’s (известный производитель сухих завтраков и продуктов питания быстрого приготовления. — «ДЕЛО»), это самый крупный производитель сухих завтраков и хлопьев в мире. Но Kellogg’s нет ни в Азии, ни в Восточной Европе, очень незначительно она присутствует в Африке. Я работал на эту компанию семь лет, работал в Америке и ЕС, и единственное, что мне светило — поехать потом еще в Канаду и Австралию. Эти страны почти не отличаются по манере ведения бизнеса. А я хотел поехать в Индонезию, Россию, в другие, новые для меня страны. Но у компании не было планов по выходу на эти рынки. Производимый ими продукт вообще не очень глобально адаптируемый. Например, выход в Китай для Kellogg’s был проблемой, потому что чтобы есть хлопья, вам как минимум нужна ложка, а не палочки. 

И как раз тогда я встретился с  человеком, который работал в Danone. Я поехал на интервью в Париж, чтобы познакомиться с компанией, и сразу же после интервью они сделали мне предложение о работе. Работа была захватывающей. За два года работы в компании я увидел все страны, где есть Danone. Я был в Алжире, Китае, Японии, ЮАР, потом попал в Россию — все сложилось так, как я и хотел.  

Какая страна больше всего запомнилась?

Украина.

Дипломатичный ответ…

Это действительно так. Где еще в мире ситуация меняется так быстро — буквально каждый месяц? Каждый месяц — сюрприз, хороший или плохой, и это захватывающе.

У вас есть личный бизнес? Корпоративные правила Danone в принципе позволяют это?

Я бы не одобрил, если бы кто-то в моей команде был занят еще каким-то другим бизнесом. И в отношении себя я руководствуюсь теми же правилами.

Если у вас на стороне бизнес, то вы не можете на 100% работать в компании. Имей я отель в Крыму, я бы думал о нем и меньше думал о Danone.  

Danone, не являясь фармацевтической компанией, довольно активно использует в рекламе своих продуктов термины «иммунитет», «бифидобактерии». Реклама «Актимель» была запрещена в некоторых европейских странах. Британская комиссия по стандартам в рекламе потребовала изъять ее из эфира. Компания продолжает настаивать на корректности рекламных месседжей?

Дело в том, что во многих странах регулятор контролирует или пытается контролировать, что можно говорить в рекламе и что — нет. В Великобритании нельзя размещать на пищевых продуктах никаких утверждений. Я не могу говорить  в рекламе, что еда может помочь в решении каких-то проблем со здоровьем, даже если это утверждение сводится, например, к общепризнанному факту, что «чеснок помогает предотвратить простуду». С этой особенностью сталкиваются все пищевые компании. Поэтому реклама в Англии такая забавная, в ней много юмора, ведь они не могут ничего говорить.

В Японии вы можете утверждать все что угодно. Это другой экстрим. Я считаю, лучшее решение где-то посередине. Европа пока не знает, куда стремиться, к японской рекламной модели или британской, но думаю, через несколько лет они найдут баланс. Если посмотреть, где население здоровее, думаю, японская модель, которая позволяет сказать, например, что употребление алоэ вера сделает вас здоровее и пойдет вам на пользу, предпочтительнее британской, которая запрещает говорить об этом в принципе.  

Эффективность «Актимель» доказана 50 клиническими исследованиями по всему миру. Но в некоторых странах мы можем говорить о свойствах продукта открыто, а в некоторых — преимущественно в Канаде и Англии — не можем.

Алексей Костусев, вновь возглавивший Антимонопольный комитет, заявил о намерении ужесточить контроль за правдивостью данных, которые озвучиваются в рекламе. Ваша компания получала запросы от ведомства относительно контента рекламных роликов?  

Нет. На украинском рекламном рынке хорошо соблюден баланс. В Японии реклама пищевых продуктов функциональна — возьми этот продукт или тот. В Украине же больше внимания уделяют вкусу продукта, традициям. И этого достаточно для саморегулирования отрасли, поскольку если ты будешь говорить в рекламе нечто заведомо неправдивое, украинский потребитель быстро об этом узнает.

В 2006-2008 годах украинский бизнес Danone был самым быстрорастущим. На какой позиции «Danone Украина» по итогам 2009 года?

В 2009 году мы не старалась быть самыми быстрыми, мы старались выжить и сделать это как можно лучше, и у нас это получилось. Я думаю, сейчас мы в топ-пятерке по объемам продаж.

Как решаете проблему дефицита качественного сырья?

Мы инвестируем 1 млн. евро в создание молочных ко-оперативов. Реализуем этот проект в сотрудничестве с фондом «Хайфер Проджект Интернэшнл». Создано уже 20 кооперативов в Херсонской, Кировоградской, Запорожской, Николаевской областях и Крыму, некоторые из них очень большие — более 4 тыс. человек. Деньги идут на оборудование, холодильники, лаборатории, тренинги, семена для пастбищ, искусственное осеменение скота и т.д. Мы бы хотели, чтобы кооперативы делали не только молоко, но и занимались производством птицы, клубники — диверсифицировали бизнес, потому что цена молока подвержена колебаниям.

80% молока производится в Украине частниками, у которых есть проблемы и с его количеством, и с качеством. По маленькому эксперименту на юге страны мы видим, что кооперативы могут помочь в разрешении этих проблем, объединив частников в структурированные сообщества и оснастив их нужным оборудованием.

Все молоко сдается на завод Danone?

Большая его часть. Но производители имеют право распоряжаться им по своему усмотрению, никто не закреп-лял обязательств сдавать молоко исключительно нам.

Раньше вы говорили о намерении создать молочные фермы, инвестиция в создание кооперативов не отменяет этих планов?

Нет, мы верим, что в Украине возможна не одна форма таких проектов. От кооперативов мы хотим перейти к фермам, это необходимо, чтобы преобразовать молочный сектор. В проекте по созданию молочных ферм у нас есть четыре партнера.

Мы работаем с Европейской бизнес ассоциацией, даем рекомендации Минагрополитики по привлечению зарубежных инвестиций в молочный сектор. В ближайшие три года в него можно привлечь до 500 млн. евро.

Что стало для вас неожиданностью, когда вы начали работать в Украине?

Я приехал в Украину перед кризисом. И больше всего шокировало: никто не видит, что он приближается.

А вы знали?

Конечно, у меня не было уверенности. Но я был перед этим в Мексике — там кризис произошел восьмью месяцами ранее. В Америке кризис был на шесть месяцев раньше. Когда кризис пришел в Украину, казалось, все очень удивлены этому. Но ведь если контракты привязаны к доллару, а в Америке — кризис, то рано или поздно он будет и здесь. Этот всеобщий шок и был первым сюрпризом.

Второе, что мне показалось очень интересным, это реакция людей на кризис. С его приходом многие фактически впали в депрессию. Это сильно чувствовалось в январе-феврале 2009 года: никаких билбордов, никаких пробок, рестораны пустые, даже в офисах были депрессивные люди. Я прошел кризис в Аргентине, в Мексике и могу сказать, что ваше отношение к кризису влияет на то, как быстро вы из него выйдете. Если люди решают, что это худшее, что происходило в истории, то кризис будет длиться дольше. Психологический фактор сыграл очень большую роль, ведь украинская экономика очень зависима от потребления. Если люди перестают потреблять, все это ощущают — и большая компания, и бабушка в селе.

А что удивило на бытовом уровне?

Я был удивлен, какой Киев красивый, действительно, один из самых красивых городов в мире. Был удивлен тем, как сильно различаются регионы: Харьков, Львов, Донецк очень разные. Такое можно увидеть разве что в Италии — Наполи, Милан, Палермо совсем не похожи друг на друга. Но в Украине эта особенность еще больше выражена, чем в Италии.

На что тратите свободное время?

На путешествия — сейчас в основном по Украине. Еще на кулинарию и спорт — первым без второго лучше не увлекаться, так что хожу в спортзал.

Люблю готовить, специализируюсь на итальянской и марокканской кухнях. Я шесть лет жил в Марокко, когда был ребенком, и люблю эту кухню, хотя сейчас готовлю в основном итальянские блюда. Из украинской кухни люб-лю голубцы и драники.  

Вы читали книгу Фредерика Бегбедера «99 франков», в которой много говорится о Danone?

Эта книга вышла, когда я пришел в Danone, буквально в тот же месяц. Конечно, я был немного напуган. Я ее прочел, но не увидел ничего похожего на то, о чем он написал. Книжка забавная, интересная, хотя скорее ее можно отнести к жанру фантастики. Сейчас я читаю вот это (достает из рюкзака книгу «Идеаль» Фредерика Бегбедера) — очень интересная книга.

Дарио Маркетти
Родился 27 июня 1972 года.
Окончил Американскую высшую школу международного менеджмента. Бакалавр делового администрирования. Магистр международного менеджмента.
В Danone с 2000 года.
Свободно говорит на английском, французском и итальянском языках, также владеет испанским и португальским.
Жил в 10 странах, в частности, в Италии, ЮАР, на Мальте, в Великобритании, США, России и Мексике.
Увлекается спортом, кулинарией и путешествиями. 

Groupe Danone

Основана в 1919 году в Барселоне. Во время Второй мировой войны основателем компания была перемещена в Нью-Йорк. С 1958 года штаб-квартира компании размещается во Франции, в Париже. Основные направления деятельности: молочные продукты, детское питание и минеральная вода. Продукция выпускается под такими известными марками, как Danone, «Активиа», Fantasia, «Волшебный», Danissimo, Evian и др. В России продукция Danone производится на двух заводах: в Тольятти Самарской области и Чеховском районе Московской области.
В Украине в группу Danone входит дочерняя компания «Danone Украина». В сентябре 2006 года группа Danone купила 100% закрытого акционерного общества «Молочный завод «Родич» (Херсон).