Дельцы в Киевской области в спешке избавляются от земли

Губернатор Киевской области Анатолий Присяжнюк рассказал, когда и как часто ему звонит Виктор Янукович, какие инвесторы пришли в регион и зачем области нужен свой административный центр
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Обладминистрация часто проводит прямые линии с гражданами. На что жалуются люди?
В основном людей беспокоит проблема выдачи земельных актов на паи, приусадебные участки. При действующем порядке выдачи документов это закономерно, и наша обязанность сделать этот процесс оформления прозрачным и понятным.
В ближайшее время президент Виктор Янукович подпишет указ, по которому меняется организационная структура земельных комиссий в районах. Будут пересмотрены их полномочия и подведомственность. А в результате процессы подготовки и выдачи земельных документов будут максимально упрощены, а главное будет у кого спросить за волокиту и бездеятельность.

Существует требование главы государства навести порядок с землей. Что в этом направлении делается в Киевской области?

То, что порядок нужно наводить, ни у кого сомнений не вызывает. Яркий пример тому — конфликт в Бориспольском районе. Люди на протяжении пяти лет дневали и ночевали возле международной трассы. Аналогичный пикет стоял на Обуховской трассе. И только совсем недавно в одном и другом случае удалось ситуацию разрешить.
Вопрос очень сложный. Работавшие тогда во власти аферисты выдавали фальшивые акты на землю. Сотни человек уже обратились к нам. Показывают земельные акты, а они недействительны. Нам по каждому конкретному случаю приходится разбираться, направлять дела в прокуратуру и в милицию.

К тому же злоумышленники сжигали документацию?

Да, и такое было. Например, здание управления земельных ресурсов Обуховского района трижды горело. Сейчас там работает большая комиссия. Только в январе этого года возбудили 10 уголовных дел. Отменили 500 решений по выделению земельных участков. Это 1,5 тыс. га, которые возращены государству.
Возвращаем государству земли и по решению судов. К примеру, в том же Обуховском районе суд принял решение снести четыре дома, которые были построены на захваченных землях.

Переоценка земли проведена?

Да. Сегодня власть выставляет реальную цену. И те дельцы, которые понабирали сотни гектаров земли, не знают, что с ней делать. Свыше ста человек по области, владеющие тысячами гектаров земли, в спешке отказываются от нее.
Кстати, меня всегда интересовало, каким образом люди смогли получить столько земли?
Недавно на областной коллегии прокуратуры я задал им аналогичный вопрос. Поверьте, меня не меньше интересует, как дельцы смогли получить по 20 или по 100 га земли. Разобраться с этим — святая обязанность правоохранителей.


Ранее в СМИ неоднократно упоминалась фамилия депутата Богдана Губского как крупнейшего земле¬владельца Киевской области. Что можете сказать по этому поводу?
За время моей работы депутат Богдан Губский с земельными вопросами ко мне не обращался. Хотя в разговорах не раз слышал, что Губский, Осыка, Бондарев и другие занимались земельными вопросами. Мол, их люди были в администрации, поэтому они быстро решали все вопросы. На сегодня они ко мне с такими вопросами не обращались.


С каким результатом область закончила 2010 год?

Мы вошли в десятку лидеров по социально-экономическому развитию среди регионов Украины. Хотя до этого область была на
24-м месте. Сегодня по объему привлеченных инвестиций мы вышли на первое место.

За счет чего произошел рывок?

Во-первых, мы четко задекларировали свои цели и донесли их инвесторам. Под эгидой обладминистрации был проведен бизнес-форум. Мы предложили международным инвесторам свыше 35 программ почти на $4 млрд. При этом на $2 млрд. подписали соглашений с потенциальными инвесторами.
Во-вторых, создали инвестиционную компанию, главной целью которой является сопровождение инвестиционных проектов. Другими словами, желающему вложить деньги теперь не нужно годами ходить по инстанциям и собирать бумажки. Наша задача — помочь инвестору быстро оформить документы. Курирует это направление мой заместитель. Установка жесткая — сами откатов не берем и другим не разрешаем брать.

То есть чиновники области не попадаются на взятках?

К сожалению, взяточничество до конца не искоренили. Только в этом году милиция задержала начальника инспекции по ценам и его заместителя. Задержали заместителя начальника по экологии, начальника управления защиты прав потребителей. Это те чиновники, которые должны были защищать людей, а они попадались на взятках! И я солидарен с президентом: нельзя модернизировать государство, не борясь с коррупцией и не вернув авторитет права.


Примеры удачных инвестпроектов можете привести?
Недавно в Борисполе открыли торгово-развлекательный комплекс, в строительство которого инвестор вложил свыше 120 млн. грн.
В конце года компания «Фармакс-групп» открыла завод по производству медпрепаратов. Инвестиции — $100 млн.
Не могу не сказать о сахарных заводах. В мае 2010 года я запретил резать их на металлолом. В краткие сроки мы нашли инвесторов и к сентябрю запустили заводы. Речь идет о Мироновском и Белоцерковском сахзаводах, в восстановление которых вложено свыше 10 млн. грн. Вместе с «Нибулоном» начали строительство двух элеваторов на Днепре. Проект значим тем, что позволит реанимировать судоходство по Днепру. Не менее интересный проект — строительство завода по переработке шин на базе завода «Росава» в Белой Церкви. Я уже не говорю о логистических центрах, в которых особенно нуждаются сельхозпроизводители.

В прошлые годы область сотрясал скандал по поводу строительства метпредприятия возле Белой Церкви. Что теперь с этим проектом?

Раньше в области правила бал «Батькивщина». Представители этой политсилы требовали от инвестора определенной суммы. Тот отказал. Вследствие этого началась настоящая травля и распространение искаженной информации. Но при этом никто не проводил экспертизу, никто не вникал в суть проекта. В конце концов инвестор плюнул на этот проект. Сейчас мы возобновили переговоры с инвестором. Проект вынесем на общественное обсуждение. Думаю, он будет успешным.

Проект строительства нового аэропорта в городке Узин сдвинулся с мертвой точки?

К сожалению, и здесь мы можем только констатировать упущенные возможности. Надо было включать зеленый свет тогда, когда проектом заинтересовалась большая немецкая компания, еще до кризиса. А так это проект будущего.

Чернобыльская зона интересует инвесторов?
Здесь у нас есть определенный успех. В ближайшее время подпишем договор с инвестором, который готов взять опустевшие и заброшенные земли Иванковского и Полесского районов. Как известно, именно эти районы больше всего пострадали от аварии на Чернобыльской АЭС.
Что за инвестор и сколько гектаров он может взять?
Это компания. Она готова взять на обработку 50 тыс. га земли. В результате будут не только восстановлены традиционные сферы земледельчества, но и животноводство.


Не так давно губернаторам досталось за рост цен на продукты питания. У вас есть возможность влиять на этот процесс?

Власть обязана влиять на ценообразование, особенно продуктов питания. Есть много случаев, когда цены увеличивали не на 15-20%, а на 100%. Бороться с этим пытаемся в первую очередь экономическими методами. Во-первых, мы должны следить за наценкой, а во-вторых, создаем условия, чтобы товаропроизводители сами могли реализовывать свою продукцию. И в-третьих, перешли на планирование по выращиванию сельхозкультур. Не может быть так, что все сеют только сою или кукурузу.
Власть Киева все еще хочет вынести предприятия в область?
Наверное, об этом нужно спрашивать киевскую власть. Думаю, что перенести предприятие — дорогостоящее дело. Но если есть такое желание, милости просим. Специально для таких целей под Фастовом мы выделили 150 га на создание технопарка. Планируем создать все условия и построить соответствующую инфраструктуру.


Конфликт вокруг границы Киева и области — в прошлом?

Конфликта априори быть не может, поскольку я и глава Киевгорадминистрации Александр Попов представляем одну политическую силу. К тому же мы подписали соглашение о сотрудничестве. В том числе и по вопросу установления границы. Сейчас работают рабочие группы, которые рассматривают вопросы градостроительства Киева и Киевской области.
Для нас важно совместно решать эти проблемы с перспективой создания своего административного центра.


Зачем это нужно?
Этот вопрос из-за финансового кризиса пока не очень актуален. Но рано или поздно мы к нему обязательно вернемся. Ведь у нас в Киеве нет своих помещений. Мы не можем провести ни одно мероприятие. Все здания арендуем.

Президент часто звонит?

Общаемся регулярно, так как глава государства постоянно держит на контроле ситуацию в регионах, в том числе и в Киевской области. К тому же, как положено по инструкции, в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств я обязан немедленно доложить главе государства. В свою очередь, президент — на то и президент, что может позвонить в любой момент. К примеру, прошлым летом, когда в стране установилась аномальная жара и была угроза возгорания торфяников вокруг Киева, президент позвонил в пять часов утра, и я докладывал, какие меры мы предпринимаем.

С чем столкнулись в первые дни своего назначения?

С хаосом и беспределом. Обл¬администрация не управляла ситуацией в регионе. Практически все 148 коммунальных предприятий были на грани банкротства. Предприятия были переподчинены облсовету. За каждым из них был закреплен депутат, который «готовил» предприятие к продаже под себя. Нам пришлось экстренно принимать решения. Мы сразу же отменили все подзаконные акты. Потому что депутаты не должны управлять имуществом области.

Киевская область — специфическая. Здесь сконцентрированы интересы многих высокопоставленных чиновников. Вы это почувствовали?
Безусловно. У многих есть соблазн дать ценные советы, надавить по какому-то вопросу, пролоббировать назначение и т.д. Кстати, мне было легче назначить руководителей районов, чем поменять руководителей коммунальных предприятий.

И как поступали?
Очень просто — руководствовался законом. Авторитеты для меня — законы государства и общечеловеческой морали.