- Категория
- Эксперты
- Дата публикации
Деньги у Украины будут, но стоит задуматься о том, как не повторить судьбу Аргентины
После долгих мучений Украина и МВФ все же пришли к соглашению — МВФ даст денег. Следом за этим повысится уровень доверия инвесторов к Украине по всему миру, благодаря чему страна сможет привлекать иностранный капитал и окончательно стабилизирует свою финансовую систему.
В это сейчас сложно поверить, но текущая программа помощи МВФ может стать поворотной точкой, поскольку далее в экономике страны запустится, если можно так выразиться, позитивный эффект домино.
Последовательность событий будет следующая: МВФ выделяет деньги и тем самым дает сигнал всем инверторам в мире о том, что инвестировать в Украину безопасно. За счет этого мировой капитал будет закладывать меньший риск в инвестиции в страну и охотнее вкладывать деньги в государственный долг Украины. Вложения нерезидентов в ОВГЗ, которые в прошлом году выросли практически с нулевой отметки до 120 млрд грн, могут кратно увеличиться. Это позволит полностью решить проблемы с государственным долгом и снизить ставки по заимствованиям.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaПосле окончательной стабилизации государственных финансов агентство Moody's, наконец, повысит кредитный рейтинг Украины до уровня "В". Таким образом страна будет иметь рейтинг "В" от всех трех ключевых рейтинговых агентств мира. А это позволит стране еще более укрепить финансовую стабильность.
За счет стабилизации финансовой системы и крепкому курсу гривни, в стране наконец-то упадут ставки по кредитованию, что позволит запустить кредитный мотор экономики. А учитывая то, что уровень кредитования в Украине сейчас очень низкий, то и потенциал роста кредитования у страны просто огромный.
Рост кредитования даст огромный толчок для роста экономики во всех сферах, и покупательная способность украинцев будет расти. Страну ждет цикл роста экономики, сейчас экономика Украины находится лишь в начале этого пути.
Но во всем этом есть огромная мина. Поскольку важен не только рост номинальной экономики и рост покупательной способности людей. Очень важно качество этого роста, и тут невольно встает вопрос о том, как Украине не повторить судьбу Аргентины.
Если вспомнить историю, то в 1989 году номинальный ВВП Аргентины составлял 76 млрд долларов, а 1998 году он вырос до 298 млрд долларов, то есть почти в 4 раза за 9 лет. Но потом Аргентину постиг дефолт — к 2002 году ВВП упал до 97 млрд долларов.
Суть проблем Аргентины заключалась в том, что в начале 90-х в страну пошел прилив денег, эти деньги запустили экономику, в том числе и кредитование, и благосостояние аргентинцев, их покупательная способность стала очень быстро расти. Но аргентинцы, образно говоря, очень быстро научились "кушать" как развитые страны, а работать так же производительно не научились. Поэтому, когда кредитный цикл завершился, экономика Аргентины оказалась в состоянии дисбаланса, когда потребительская экономика оказалась в отрыве от производственной экономики. Номинальный рост экономики Аргентины и рост потребления значительно обогнал производственную составляющую, из-за сложившегося перекоса и случился дефолт.
Украина сейчас находится в схожем состоянии, что и Аргентина в 1989-1992 годах. Деньги у страны будут, они придут, такова будет конъектура. Но вопрос стоит в том, как этими деньгами страна распорядится. Проест ли страна эти деньги и потратит их на "стразы" или пустит их на инвестиции?
В первом варианте со "стразами" наплыв денег будет тащить экономику вверх несколько лет. Но после того, как кредитный цикл завершится, а завершится он тем, что большая часть страны (и население, и компании, и государство) будут в долгах, наступит кассовый разрыв. ВВП, который к тому моменту может быть вырастет до 300-400 млрд долларов, рухнет назад, в его нынешнее состояние. Во втором варианте страна получит здоровый экономический рост, в будущем разрыва кассы не случится, что позволит экономике развиваться и дальше.
Для второго варианта Украине нужно научиться работать как развитая страна. Причем, когда речь идет о работе, то вопрос стоит не о том, что нужно вылить много "пота". В развивающихся странах люди много работают и, образно говоря, выливают 100 литров "пота" для того, чтобы заработать 10 тысяч долларов, поскольку работают на оборудовании стоимостью 20 тысяч долларов. В развитых странах люди работают на оборудовании стоимостью 200 тысяч долларов, а потому тратят только 50 литров "пота", зарабатывая при этом 50 тысяч долларов.
Для того, чтобы в стране был здоровый рост экономики, нужно создать условия для инвестиций, чтобы частный капитал сам хотел вкладывать и работать, чтобы половина кредитных денег шла в инвестиции, а не только в потребление. А чтобы так случилось, нужно продолжать реформы, нужно совершенствовать налоговую систему, нужно создавать конкурентный рынок, нужно завершить судебную реформу, нужно полностью реализовать на практике принцип о незыблемости права на частную собственность, реализовать принцип разделения властей и многое другое. Тогда для ведения бизнеса в Украине будут созданы нормальные условия, и тогда у страны будет нормальный, здоровый рост экономики. В противном случае через 10 лет деньги будут "счастливо проедены", и вновь будет "разбитое корыто".
Проблема заключается в том, что рост экономики в любом здоровом и не здоровом виде усыпляет всех — и политиков, и население. Сейчас, когда "тяжело", все озабочены тем, как развиваться и что делать, а потому готовы делать реформы. Но через несколько лет номинальный рост экономики может усыпить бдительность, ведь все вдруг станет хорошо, будет эйфория светлого будущего, от того и реформы могут не завершиться.
Какой путь выберет страна и каково будет положение в экономике в 2028-2030 году, будет зависеть от того, хватит ли у нынешних властей Украины сил и решимости достроить полноценную рыночную экономику в предстоящие годы или нет. Усыпит ли наплыв денег их желание менять страну в лучшую сторону или нет. Удастся ли стране построить экономику с балансом между потреблением и производством или нет. От этого зависит будущее, точно так же, как настоящее зависело от прошлых действий властей.