Дерегуляция хозяйственной деятельности: благо или вред

Кабинет министров Украины принял решение о создании Государственной регуляторной службы, которая займется вопросами дерегуляции. Александр Буртовой, партнер юридической фирмы "Антика", анализирует последствия данного решения

Прежде чем давать оценку инициативам Кабмина по дерегуляции, следует вспомнить, что такое государство, каковы его функции, а также то, что следует понимать под термином "дерегуляция".

В теории права существует большое количество подходов к определению термина "государство", природы его возникновения и основных функций.

Если совсем просто, то государство — это особая форма организации общества со своей территорией, суверенитетом, институтами власти, аппаратом управления и законодательством. Государство выполняет функцию регулятора общественных отношений во всех сферах: политической, экономической, социальной, культурной и пр. Играя роль регулятора, государство через органы государственной власти создает правила (законы, подзаконные акты), контролирует и обеспечивает их надлежащее применение и выполнение. При этом одной из основных задач государства является защита интересов участников правоотношений, в том числе и хозяйственных. Под дерегуляцией обычно понимается отмена или сокращение мер государственного регулирования в определенной сфере. Например, отмена мер, сдерживающих свободную конкуренцию, сокращение и упрощение процедур получения разрешительной документации и т.д.

Украина — это постсоветское государство, унаследовавшее все плюсы и минусы годами создававшейся системы. Следует отметить, что одной из отличительных черт советской модели регулирования общественных отношений была высокая степень централизации власти, т.е. максимальная концентрация функций управления и контроля над всеми сферами жизни как общества, так и отдельно взятой личности в едином центре принятия решения.

Специфика украинской модели регулирования заключается в том, что государство в гораздо в меньшей степени "вмешивается" в жизнь отдельно взятой личности, однако централизация управленческих процессов в последние годы стала максимально концентрированной, замкнутой на компетенцию высших органов управления. В хозяйственной сфере это проявилось в том, что узкий круг лиц принимает решения, касающиеся всех сфер бизнеса на всех уровнях, включая аспекты оформления разрешительной документации, выполнение контрольных функций и прочие процессы.

Несомненно, государство должно выступать регулятором хозяйственной деятельности для обеспечения баланса интересов предпринимателей, производителей и потребителей. Вопрос заключается только в способах и механизмах регулирования отношений. С одной стороны, отсутствие надлежащего контроля со стороны государства за выполнением норм действующего законодательства, а также определенных государственных стандартов и норм чревато как нарушением прав потребителей, так и угрозой для жизни и здоровья граждан такого государства. С другой стороны, чрезмерная зарегулированность отдельных сфер, "избыточная" компетенция государственных органов при отсутствии четких правил и при наличии громадных пробелов в регулировании ведет к неоправданным расходам бюджетных средств, злоупотреблению полномочиями, а также другим негативным последствиям для хозяйственных отношений.

От этого страдают в первую очередь граждане такого государства. Как результат процессов концентрации власти, на сегодняшний день субъекты хозяйственной деятельности сталкиваются с многочисленными "препятствиями" при создании и ведении бизнеса, коррупцией на всех уровнях управленческой вертикали и во всех институтах государственной власти. Следует отметить, что в последнее время дерегуляция является популярным термином, которым оперируют представители различных ветвей власти. Тем не менее, зачастую под лозунгом дерегуляции предлагаются заведомо популистские мероприятия (например, передача функций контроля за качеством продукции и прочими общественным организациям, которые не имеют ни достаточного опыта, ни законодательных рычагов влияния на субъектов той или иной сферы хозяйственной деятельности), полумеры (обобщение и сокращение документации разрешительного характера без сокращения количества различных согласований, экспертиз и т.д., которые сопровождаются сокращением штатов государственных органов без сокращения отдельных функций таких органов), или сама дерегуляция подменяется децентрализацией, т.е. передачей частей властных полномочий местным администрациям и органам местного самоуправления.

Среди конкретных примеров таких инициатив по дерегуляции и децентрализации — проект Закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно децентрализации полномочий в сфере архитектурно-строительного контроля и усовершенствования градостроительного законодательства" от 11.08.2014, направленный на упрощение процедур в строительной отрасли.

Этим законопроектом предлагается внести изменения в большое количество процедур в сфере строительства с целью их упрощения, включая получение документов на начало строительства и принятие в эксплуатацию объектов, сроки выдачи технических условий, подачу декларации о выполнении подготовительных и строительных работ, систему государственного надзора за принятием решений в сфере градостроительства и осуществлением архитектурно-строительного контроля, механизм обжалования заказчиком таких решений. Кроме того, законопроектом предлагается перераспределение функций по обеспечению вышеуказанных процедур и контроля за их исполнением между различными органами местной власти.

Законодательная инициатива, безусловно, по своей сути правильная. Однако необходимо учесть, что ее реализация должна быть обеспечена всеми необходимыми нормативными и подзаконными актами, подкреплена квалифицированными кадрами и соответствующим финансированием.

Еще одним примером может служить инициатива по сокращению количества органов исполнительной власти. Безусловно, это также очень своевременная и нужная инициатива, но без сокращения государственных регуляторных функций такая инициатива в перспективе может привести не только к ухудшению выполнения таких функций, но и к дублированию функций, увеличению количества госчиновников и, соответственно, затрат на их содержание.