Дети-сироты - это действительно всеукраинская проблема

Директор фонда Рината Ахметова "Развитие Украины" Анатолий Заболотный рассказал о проблемах сиротства в Украине, и планах фонда по увеличению показателя усыновления в Украине, поддержке культурных инициатив и планах развивать образовательные проекты

Первая часть интервью

Еще один аспект, который не может не тронуть, это ваша работа над проектом по усыновлению детей. Сколько малышей уже попало в семью и сколько еще сирот в Украине? 


Дети-сироты, их количество, условия проживания и воспитания - это действительно всеукраинская проблема. В Украине около 103 тыс. детей-сирот, 30 тыс. из них имеют «статус», то есть подлежат усыновлению. При этом система выстроена так, что ребенку очень трудно, практически нереально попасть в семью. В то же время во всем цивилизованном мире нет интернатов. Мы хотим, чтобы и в нашей стране в полной мере реализовывалось право ребенка на семью. Мы нашли своеобразный «мостик» между потенциальными родителями и детьми в системе - это первый всеукраинский портал по усыновлению «Сиротству-НЕТ!» ( http://sirotstvy.net/). Вы знаете, на форумах по усыновлению детей с этого портала по-доброму называют «ахметовскими». Родители благодарны за то, что они могут беспрепятственно, без взяток и разрешений для «проникновения» в интернат посмотреть фото и видео о ребенке, выбрать возраст и пол. Таких «ахметовских» детей в семьях уже 1477. Для Украины это хороший показатель - практически 50% от годового показателя национального усыновления за 2010 год.

Как дальше вы планируете строить свою работу в этом направлении? Где есть еще острые проблемы и что необходимо выносить на государственный уровень?

Очевидно, что без политической воли и политических решений в этом вопросе никак. Сама интернатная система - это одна большая острая проблема. Во всем мире давно отказались от подобной системы, которая в состоянии обеспечить только базовые потребности ребенка. Многочисленные исследования, в т.ч. ЮНИСЕФ, HomeandHopeforChildren, показали: ребенок, проживший в учреждении три года, никогда не сможет догнать в развитии ребенка, выросшего в семье. Каждый второй ребенок школьного возраста, который воспитывается в интернатном учреждении, проходит через все формы насилия: физическое, эмоциональное и сексуальное. Жизнь ребенка в интернате основана на его зависимости от персонала. Существующая система учит выживать в интернате, а не за его стенами, где подросток остается наедине со всеми проблемами взрослой жизни. И это доказано нами в Украине. Осенью 2010 года по заказу фонда Украинским центром социальных реформ и институтом Яременко было проведено социальное исследование на тему «Судьбы выпускников интернатных учреждений. Нужны ли Украине интернаты для сирот?». Как показало исследование, каждый седьмой выпускник заявляет о жестоком отношении к себе во время пребывания в интернатных учреждениях, 40% после выхода из интернатов не обеспечены жильем. И у большинства этих подростков, к сожалению, один выход - разбой и проституция.

Общаясь в прямом эфире с президентом Виктором Януковичем, украинцы задали немало вопросов относительно детей-сирот. Похоже, эта проблема вышла из тени и стала понятна не только тем, кто работает над устройством их в семьи, но и всем украинцам. Радует и позиция главы государства. Создание института омбудсмена по правам ребенка решит много проблем. Надеемся, на уровне страны будет разработана стратегия реформирования. Те же интернаты, которые зачастую являются градообразующими предприятиями, могут быть переформатированы в центры помощи кризисным семьям или стать «перевалочными пунктами» перед устройством ребенка в новую семью. И тогда хорошим директором интерната будет тот, который отправил в проверенные, готовые к усыновлению семьи как можно больше ребятишек.

В рамках проектов по усыновлению вы принимали участие в государственных проектах. Они уже завершены, прошло некоторое время. Вы проводили оценку эффективности этой работы?


Да, действительно, в 2008 году мы поддержали инициативу президента Украины Виктора Ющенко по улучшению жилищных условий многодетных семей и присоединились к проекту «Зігрій любов’ю дитину». В рамках проекта между украинскими бизнесменами были «поделены» области, где нужно было помочь жильем многодетным семьям, которые воспитывают по 15 и больше несовершеннолетних детей. Нам «достались» Луганская, Закарпатская, Донецкая области и АРК - всего 45 семей. Двадцати пяти из них мы купили новые большие дома, два дома построили, восемналдцать отремонтировали. Кажется, мы даже первыми успели выполнить свои обязательства по проекту. Нас подстегивали счастливые, изумленные лица детей, которые в буквальном смысле жили в землянке, а потом как в сказке попадали в большие спальни с кучей игрушек.

Конечно, мы отслеживаем эти уникальные семьи. К сожалению, не все живут в приобретенных домах, многим дорого содержать их. Одну семью лишили родительских прав из-за алкогольной зависимости, а детей распределили по пяти разных интернатам. К нам обратились за помощью посодействовать в реабилитации мамы для сохранения семьи, что мы и сделали.

А в целом семьи очень признательны фонду и инициаторам проекта, поздравляют нас со всеми праздниками и до сих пор не могут поверить, что эта история случилась с ними.

У вас в прошлом году стартовала грантовая программа по культуре. Почему вы пошли по общеизвестному пути раздавать деньги, а не создавать свое наследие? Ваша программа в том же Пирогово давала надежду, что музей станет современным и удобным для посетителей…

Нужно сказать, что и грантовые программы, и «собственные» институции - пути накатанные. Вопрос только в эффективности для украинской культуры. Что важнее для появления новых имен, произведений, проектов, развития талантов - предоставлять финансирование интересных идей или самим выдвинуть некую идею и над ней работать? Мы в 2009 году провели исследование и поняли, что важнее поддерживать идеи независимых авторов и организаций. В Украине множество талантливых людей и хороших институций, но они нуждаются в поддержке. Нужна открытая, понятная, прозрачная платформа такой поддержки. Именно поэтому и стартовала наша программа i3 - идея-импульс-инновация.

Что касается больших проектов по поддержке музеев, то мы продолжаем над ними работать. Для нас очень важен проект поддержки Софии Киевской, например. Этот заповедник оказался надежным и очень заинтересованным в максимальном качестве проекта партнером. Мы с большой любовью относимся к проекту реставрации Дома митрополита в Софии. Для нас важен и проект в Пирогово, но и здесь ключевую роль играет сам грантополучатель, то есть музей. Именно от его готовности применять новые подходы, в чем-то меняться принципиально зависит, станет ли он, условно говоря, «музеем XXI века». Нам это предстоит увидеть.

Планируете ли вы расширять направление образования? Сильным игроком в этой сфере вас назвать нельзя. Есть два проекта, одни из которых действительно масштабный и показал свои результаты. Сейчас продолжаются несколько дискуссий о том, какой должна быть политика в сфере образования. Не готовы ли вы подключиться к ним и, имея свой ресурс, помочь обществу получить этот заказ?

Во-первых, два текущих образовательных проекта по подготовке профессионалов медиарынка абсолютно успешны. Мы идем на опережение: слушатели проекта «Журналистика цифрового будущего» первыми узнают о новинках западной журналистики непосредственно от практиков - преподавателей приглашаем в том числе из-за рубежа. Уже сейчас проект  можно назвать успешным - треть выпускников занимают сегодня позиции главных редакторов, шеф-редакторов, руководителей медиахолдингов, а украинский зритель и читатель имеет доступ к качественной информации.

Во-вторых, фонд уже подключился к процессу создания новых ориентиров в сфере образования. Осенью мы запускаем программу с предварительным названием «Новые медиа в вузах», направленную на обучение преподавателей факультетов и кафедр журналистики в пяти украинских вузах тем знаниям, которыми обладают их коллеги в западных странах и которые необходимы в практической работе журналиста. Кроме того, в этом году совместно с компанией СКМ будут разработаны современные профессиональные стандарты обучения журналистов в высших учебных заведениях.

Вы лидеры по оказанию адресной помощи. Скажите, насколько вырос запрос на адресную помощь в денежном и процентном соотношении и насколько больше людей обращаются к вам с просьбой что-либо профинансировать? Какие заболевания в этом списке наиболее популярны?

За последнее время количество обращений действительно возросло. Кризис ударил по самым незащищенным - погашение кредитов, оплата долгов по коммунальным услугам сделали людей неплатежеспособными, когда речь идет о дорогостоящих операциях.

Фонд оказывает помощь в обеспечении лечения всех видов заболеваний. Но наиболее «популярные» из них -  онкологические заболевания у детей и взрослых; заболевания ДЦП и нарушение функций опорно-двигательного аппарата; двухсторонняя сенсоневральная глухота 3 ст.-4 ст. (полная потеря слуха); сердечно-сосудистые заболевания; тяжелые формы заболевания сахарного диабета; сколиотические болезни у детей и подростков; трудноизлечимые заболевания (гепатит, рассеянный склероз, гемофилия, иммунодефицит, туберкулез).