Директор департамента страхового надзора государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Вадим Коломиец: Госфинуслуг очень старается быть корректным, правда, обо всех представителях рынка пока что такого сказать не могу

Директор департамента страхового надзора государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Вадим Коломиец рассказал, что большинство жалоб, поступающих в комиссию, касается выполнения страховщиками обязательств по страхованию автомобилей.

– Вадим Лазаревич, уже три месяца как вас перевели из Донецкого терруправления Госфинуслуг в Киев — на место главного «надзирателя» за страховыми компаниями. Вы со всеми руководителями страховых компаний успели познакомиться?

– Это просто физически не реально — принять 500 руководителей. Что интересно, я чаще знакомлюсь с руководителями тех компаний, чьи дела о нарушении законодательства на рынке финансовых услуг рассматриваю.

– Из Донецка хоть одного проверенного человека забрали к себе в Киев?

– У меня нет такой возможности, поскольку в Комиссии работает процедура отбора на госслужбу: любой соискатель для того, чтобы занять соответствующую вакансию, должен пройти конкурс.

– Вас уже пытались подкупить на вашей должности?

– Меня — нет. Если регулятор и страховой рынок будут корректны по отношению друг к другу, то таких предложений и не поступит. Госфинуслуг очень старается быть корректным, правда, обо всех представителях рынка пока что такого сказать не могу.

– Говорят, в Донецке вы зарекомендовали себя как довольно жесткий «надзиратель». Какую форму работы с поднадзорными компаниями избрали на новой должности?

– Все вопросы решаю исходя из двух простых критериев: профессионального понимания проблемы и здравого смысла. Что касается новаций — это решения, принятые путем консультаций с рынком.

Некоторые руководители и так уже пеняют на вас: мол, с каждой отдельной жалобой на компанию приходите, проверяете, работать мешаете. А это, по их словам, не столько работа Госфинуслуг, сколько судебных органов — разбираться, кто прав, клиент или компания.

Если в жалобе есть признаки возможного нарушения со стороны страховой компании — это является основанием для проведения Госфинуслуг внеплановой проверки. Но такое решение принимает не инспектор, и не я. Моя задача — сделать вывод, насколько данная жалоба содержит в себе признаки возможных нарушений со стороны страховщика. На этом основании обращаюсь к главе Госфинуслуг с представлением на проведение внеплановой проверки. И только с его согласия я могу сформировать инспекционную группу и выписать удостоверение на проведение проверки.

– И сколько жалоб получили за время работы на новой должности?

– На протяжении сентября-октября в департамент поступила 61 жалоба. А за первые 10 месяцев этого года было около 570 обращений. Большинство жалоб касается выполнения страховщиками обязательств по авто-КАСКО.

– Много компаний наказали?

– За десять месяцев 2007 года Комиссия провела более 470 проверок деятельности страховых компаний и страховых посредников, из них около 290 — плановые. Внеплановые проверки проводились по жалобам граждан, по поручению правоохранительных органов, органов государственной власти, народных депутатов Украины. По результатам проверок было издано более 600 предписаний, наложено 57 штрафов общей суммой более 200 тысяч гривен. У 13 страховых компаний в настоящее время остановлено действие лицензии.

– Предписаний почему-то намного больше, чем материальных санкций — штрафов...

– Я считаю, что наказание в виде предписаний — значительно более строгие меры, чем штрафы. Потому что за их невыполнение в зависимости от оценки тяжести нарушения компанию могут и лицензии лишить.

– Не секрет, что страховщики нередко затягивают с выплатами. Почему Госфинуслуг не может своим распоряжением определить четкую процедуру выплаты и время, в течение которого компания должна урегулировать вопрос со страховым возмещением, иначе ее ждут штрафные санкции?

– Такие условия есть в договорах и правилах страхования каждой компании. Поэтому, если страховщик не выполняет их, он уже нарушает законодательство. И на него можно жаловаться в Комиссию.

Де-факто мы и так каждый раз, когда осуществляем выездной надзор, проверяем, как у страховщика обстоят дела с выплатами. Если обнаруживаются нарушения, они отображаются в актах проверок Госфинуслуг, что чревато для страховщика наказанием.

– А если санкции со стороны Госфинуслуг оспорить в суде?

– В таком случае действие «наказания» приостанавливается до момента принятия судом решения по сути спора. Если же предписание Госфинуслуг компания в суде не оспаривает и в то же время не выполняет его, то на компанию накладывается штраф. Проигнорировав несколько таких «санкций», страховщик может попрощаться с лицензией.

– И что, хотя бы один страховщик попрощался с лицензией в этом году из-за неуважения к предписаниям Комиссии?

– В 2007 году было принято 29 решений об остановке действия лицензий, из них 11 страховщикам лицензии аннулировано и они исключены из реестра финучреждений, восстановлено действие пяти лицензий.

– Еще летом Комиссия пригрозила компаниям, которые демпингуют на рынке «автогражданки», повышая лимиты ответственности. Все боялись, что из-за демпинга многие из них обанкротятся. Какие-то меры были приняты?

– В ноябре по инициативе Госфинуслуг было проведено заседание координационного совета Моторного (транспортного) страхового бюро Украины. На нем как раз и обсуждалось применение некоторыми компаниями повышенных лимитов ответственности по «автогражданке» (полисы ОСАГО. — «ДЕЛО»). Дело в том, что сегодня цена страховки при повышенном лимите такая же, как и при обычном. Поэтому мы рассматриваем возможность введения поправочного коэффициента отчислений в Фонд защиты потерпевших МТСБУ. То есть хочет страховщик увеличить сумму выплаты по «автогражданке» — пожалуйста. Но при этом он должен будет больше отчислять в фонд, а значит, и полисы ОСАГО он будет продавать по более высокой цене.

– Осенью Госфинуслуг призвала всех страховщиков обнародовать свои судебные тяжбы и обещала опубликовать информацию о том, с кем судится сама. Правда, ничего подобного на сайте Комиссии так и не появилось. Почему?

– Это было распоряжение Комиссии, которое не является нормативным актом и носит рекомендательный характер. Но требования по обнародованию информации заложены в проекте закона «О финансовых услугах», который разрабатывался Комиссией. А пока что Госфинуслуг не может публиковать информацию о деятельности страховых компаний, даже после получения регуляторной отчетности — это является профессиональной тайной.

– Из-за чего судятся с Комиссией?

– К Комиссии в основном предъявляются иски об отмене решений о применении наказаний. В некоторых случаях мы подаем апелляционные и кассационные жалобы. Госфинуслуг, со своей стороны, инициирует иски о взыскании со страховщиков сумм наложенных штрафов.

– Страховые компании жалуются, что в новом проекте закона «О страховании» Комиссия сильно «переборщила» с полномочиями. Например, вы хотите оценивать деловую репутацию владельцев и руководства компаний...

– Я пока не могу судить в полной мере, на чем основываются такие выводы. Более того, сейчас мы совместно с рынком его дорабатываем.

Но если посмотреть законодательство, которое, к примеру, регулирует банковскую деятельность, то там аналогичные требования к деловой репутации банкиров и собственников финучреждений уже давно существуют. И никто не жалуется!

К тому же это не наше ноу-хау, а мировая практика, так что ничего страшного мы не просим.

Просто до сих пор существует пробел в законодательстве по регулированию страховой деятельности. И в соответствии с проектом закона действительно планируется ужесточение требования к прозрачности и платежеспособности страховых компаний.