Директор дочки «Нафтогаза Украины» Филипп Карпеко – о добыче нефти и газа за рубежом

Директор дочернего предприятия «Нафтогаз Украины» Филипп Карпеко рассказал «Делу», каких успехов достигла украинская компания в добыче нефти и газа в Египте и Объединенных Арабских Эмиратах и конкурирует ли с ней российский «Газпром»

Филипп Владимирович, дочернее предприятие «Зарубежнефтегаз» НАК «Нафтогаз Украины» создавалось еще при правительстве Юлии Тимошенко. Затем реализация проекта приостановилась, но новые власти решили влить в него жизнь. Когда компания заработает полноценно?

Действительно, чтобы вести все инвестиционные проекты НАК «Нафтогаз Украины» за рубежом в ноябре 2009 года было создано дочернее предприятие «Зарубежнефтегаз». Но в силу целого ряда моментов предприятие продолжительное время оставалось мертворожденным. Тогда просто не успели довести ситуацию до конца. С прошлого месяца наша компания приступила к работе. 8 апреля поступил первый транш, направленный на наполнение уставного фонда предприятия. Окончательное наполнение в размере 70 млн. грн. планируется к концу мая. Сегодня «Зарубежнефтегаз» находится в процессе получения лицензии НБУ на осуществление операций с переводом денег за рубеж и возвратом валютной выручки из-за границы в Украину. Также надо решить проблему всевозможных согласований, которые связаны с нашей деятельностью, но не всегда четко и однозначно прописаны в законодательных и правительственных актах.

Какие проекты входят в сферу задач «Зарубежнефтегаза»?

Это ряд проектов в Египте и Объединенных Арабских Эмиратах. В Египте это разработка и добыча нефти и газа на месторождении Алам Эль Шавиш в районе Западной пустыни, и разведка 2 новых блоков в Южной пустыне, работа по подписанию соответствующих соглашений по которым началась в июне 2010 года. В ОАЭ эта работа по 2 месторождениям на суше, и 2 месторождениям на море. В планах компании, например, освоение проектов ряда в странах Северной Африки. Несмотря на последние революционные события, данный регион является, безусловно, перспективным с точки зрения поиска углеводородов и мы, как говорится, держим руку на пульсе, следим за ситуацией.

Каких успехов вам уже удалось добиться?

НАК «Нафтогаз Украины» начал работать в Египте с сентября 2006 года. Тогда было подписано концессионное соглашение о разведке на лицензионном блоке Алам Эль Шавиш между Правительством АРЕ, Египетской государственной нефтяной корпорацией (EGPC) и НАК «Нафтогаз Украины». В течение 4 лет в Египте был развернут филиал НАК «Нафтогаз Украины», который занимался разведкой месторождений. За это время было пробурено 19 скважин, из них 15 оказались продуктивными. Это достаточно высокий процент результативности - более 75%. В апреле 2010 года, то есть ровно год назад, мы сделали раннее открытие по одному из месторождений, соответствующим образом его оформили и в течение года добываем нефть в объеме 1,5 тыс. баррелей нефти в сутки. В июне 2010 года с Египтом была достигнута договоренность о передаче НАК «Нафтогаз Украины» в разведку 2 новых блоков месторождений в южной пустыне. Партнером выступила Египетская государственная компания Ganope. По размерам эти месторождения больше, чем Алам Эль Шавиш, суммарная площадь участков - 22 тыс. кв. км (площадь месторождений Алам Эль Шавиш 994 кв. км. – ред. «ДЕЛО»). Так что перспективы работы в Египте у нас колоссальные. Кроме того, мы рассматриваем Египет, как своего рода плацдарм для других проектов в регионе Северной Африки.

Какую часть добываемой в Египте нефти получает НАК «Нафтогаз»?

Согласно подписанному в 2006 году концессионному соглашению, вся разведка, другие мероприятия по добыче нефти осуществляет инвестор в лице филиала НАК «Нафтогаз Украины». После открытия месторождения и начала добычи нефти было создано совместное предприятие между НАК «Нафтогаз Украины» и Египетской государственной нефтяной корпорацией- 50% на 50%.Согласно договоренностям, 25% добываемой нефти НАК «Нафтогаз Украины» получает в качестве компенсации понесенных затрат, еще 19% из оставшихся 75% - это наша прибыльная часть. Таким образом, около 40 % добываемой нефти, точнее, их денежный эквивалент, поступает на счет НАК «Нафтогаз Украины». Компенсация поступает ежеквартально. Прибыль ежемесячно. Согласно условиям концессионного соглашения, остальная часть нефти является собственностью Египетской государственной нефтяной корпорации.

Каков объем инвестиций был затрачен на этот проект, и когда вы планируете выйти на его окупаемость?

Затраты НАК «Нафтогаз Украины» по проекту Алам Эль Шавиш на данном этапе достигли 130 млн. долл. Кроме того, нам еще нужно реализовать проект обустройства месторождений, предусматривающий строительство резервуаров, мощностей, в которых будет осуществляться подготовка нефти – ее обезвоживание, обессоливание, другими словами, превращение в товарную нефть, а также строительство нефте- и газопровода общей протяженностью 50 км. По нашим предварительным оценкам, это будет стоить на уровне 40 млн. долл. Но это довольно приблизительная сумма, поскольку еще нет рабочего проекта. За 1,5-2 года мы планируем обустроить все открытые месторождения и выйти на уровень добычи 10 тыс. баррелей нефти в сутки. К концу этого года мы планируем запустить в работу еще 2-3 скважины. Таким образом, увеличение добычи нефти к середине следующего года позволит нам выйти на безубыточность проекта и дальше работать на прибыль.

Каким образом власти Египта проверяют ваши затраты и определяют сумму компенсации?

Абсолютно все наши затраты, как инвестора, должны компенсироваться Египетской стороной. Это предусмотрено условием концессионного соглашения. Ежеквартально представители компетентных государственных органов Египта проводят аудит и определяют сумму компенсации. На данный момент мы можем отметить, что все затраты НАК «Нафтогаза» по проекту Алам Эль Шавиш были подтверждены аудиторами и стали предметом компенсации. Мы не потратили не единой копейки без компенсации.
Что вы планируете делать с добываемой нефтью – продавать или возить в Украину?
Безусловно, мы рассматриваем этот проект шире, чем чисто коммерческий. Добыча нефти в Египте один из способов диверсификации поставок углеводородного сырья в Украину. Но для этого нужно выйти на уровень добычи не менее 10 тыс. баррелей нефти в сутки. Минимальная танкерная партия составляет 30 тыс. тонн сырья. Это 2 дня работы Кременчугского НПЗ или Лисичанского НПЗ. 30 тыс. тонн нефти – это около 230 тыс. баррелей. Таким образом, после выхода на планируемый уровень добычи мы сможем обеспечивать танкерную партию ежемесячно. Возможны варианты обмена сырья, так называемые свопы, с тем, чтобы оптимизировать логистические затраты на доставку углеводородного сырья.

Вместе с нефтью вы добываете и газ. На какие объемы добычи газа планируете выйти, и что с этим газом будете делать?

По месторождениям Алам Эль Шавиш доказанные запасы нефти составляют 18 млн. тонн, запасы газа – 10 млрд. куб. Говорить по уровню добычи газа пока очень рано. Мы стремимся к объему 24 тыс. куб. газа в сутки. Но я бы пока с газом был очень аккуратен. Как и нефть, весь добытый газ, согласно соглашению, мы должны продавать государству Египет – Египетской газовой компании EGas. Цена газа определяется по формуле, которая привязана к мировым ценам. Но сегодня весь добываемый газ мы сжигаем, поскольку у нас нет возможности его транспортировать. Как я говорил, необходимо строительство инфраструктурных объектов, включая газопровод. Это, в свою очередь, лимитирует нас в добыче нефти, поскольку установлен верхний лимит по суточному сжиганию газа. Эти процессы взаимосвязаны. При этом уже сейчас мы прорабатываем возможность транспортировки газа. Рассматривается вариант компремирования (сжатия) газа и отправки его морскими контейнерами в Европу. Сейчас проводится исследование, просчет логистики, экономики этого проекта. Просчитываются и другие варианты – добыча только нефти, тогда газ будет только попутный. Третьей возможностью является максимизация добычи газа. Здесь ответ нам даст экономическое сравнение вариантов. Безусловно, мы выберем самый оптимальный.

На каких условиях вы будете осуществлять проекты по 2 новым месторождениям в Египте?

В случае с новыми блоками месторождений будет примерно аналогичная схема работы, как и с проектом Алам Эль Шавиш. Будет создан филиал «Зарубежнефтегаз» в Египте, задачей которого на ближайшие 2 года станут разведывательные работы. После открытия месторождения будет создана совместная Украино-Египетская компания с 50% участием «Зарубежнефтегаза».

Конкурируете ли вы в Египте с Газпромом?

Пока мы с нашим российским теской «Зарубежнефтегаз» географически нигде не пересекаемся. Газпром присутствует в 15 странах, в том числе в Камбодже, Вьетнаме, Юго-Восточной и Центральной Азии. Но мы ведем конструктивный диалог с нашими коллегами из Газпрома. Наблюдаем за ними, они наблюдают за нами. На наш взгляд есть целый ряд направлений, которые могли бы при выполнении определенных условий стать предметом нашей совместной с Газпромом деятельности. В Египте из российских нефтегазовых компаний работают Лукоил, Роснефть, Новатэк.

Расскажите о перспективах НАК «Нафтогаз» в Объединенных Арабских Эмиратах?

Наши проекты в Объединенных Арабских Эмиратах не столь удачны, как в Египте. 8 лет назад между ОАЭ и НАК «Нафтогаз Украины» было подписано соглашение о совместной деятельности. В рамках этого соглашения было создано совместное предприятие. Нам были выделены 2 блока месторождений на суше и 2 блока на море для проведения разведки. На данный момент результаты наших исследований показывают, что на суше углеводородов в промышленных объемах нет. На море вероятность наличия углеводородов выше, но затраты по этому проекту оцениваются в 200 млн. долл. На данном этапе мы не готовы самостоятельно инвестировать туда такие средства. Поэтому мы ищем стратегического партнера, который может разделить с нами финансовые риски.

Кто может стать вашим партнером в этом проекте?

Сейчас мы проводим переговоры с целым рядом возможных партнеров. В первую очередь - это компании из Китая, Индии и России. Мы предоставляем свою концессию, свои мозги и руки. Нам нужен партнер, который предоставит финансовые ресурсы. Хотел бы отметить, что успешность того или иного проекта определяется  в первую очередь наличием ресурсов для его выполнения, а также глубокой проработкой действий на каждом этапе жизненного цикла проекта. На мой взгляд, в Египте Нафтогазу удалось создать команду высокопрофессиональных и ответственных специалистов, способных эффективно решать поставленные задачи и добиваться высоких результатов. Я бы хотел выразить уверенность в том, что с такими людьми у Нафтогаза в сфере зарубежных проектов блестящие перспективы.