- Категория
- Эксперты
- Дата публикации
Директор компании «Экспомедиа» Юрий Трофимов: Сейчас на рынке аренды оборудования для мероприятий предложение превышает спрос
– «Экспомедиа» занимается арендой проекторов и плазменных панелей. Чья была идея создать такую компанию?
– Некогда я работал в компании «Медиатек» в одном из направлений, связанных со сдачей в аренду техники. В 2003 году я разошелся во взглядах на ведение этого бизнеса и решил создать свою компанию.
На тот момент рынок аренды оборудования был заполнен слабо, на нем очень долго (около 12-13 лет) работала лишь одна компания, а вторая только начинала бизнес, тогда ей было около года. Я видел потребность рынка в подобных услугах и что существующие компании не могут ее удовлетворить.
Специфику бизнеса я знал, поэтому мне было легче. У меня образование инженера-электронщика, поэтому электроника и техника мне близки.
– С чего начинали бизнес?
– Был энтузиазм, желание работать, сотрудники, которые могут помочь в раскрутке, была идея и рынок с его потребностями. Прежде чем стартовать, мы изучили потребности рынка. А начинали, конечно, трудно, дело шло со «скрипом». Собрали денег, купили четыре плазменные панели, один проектор и немного акустики. Панели в то время были дорогие, стоили 4,5 тысячи долларов, а проектор — и того в два раза больше.
Работая на этом оборудовании, у нас ушел год, чтобы купить еще четыре плазменные панели. Зарабатывая какие-то деньги и вкладывая их в дальнейшее развитие. Чем дальше шло, тем легче было. Сейчас имеем большой склад, где техника уже не помещается. И уже заняли некоторую нишу на рынке.
– И много у вас сейчас плазменных панелей?
– Около 50. Ими мы закрываем выбранный нами сегмент рынка. И это с учетом того, что у нас есть примерно 12 конкурентов, а потребность переарендовать или докупить плазменную панель возникает редко.
– Сколько нужно денег для создания такого бизнеса? Какова его рентабельность?
– Чем больше денег, тем лучше. Это позволит изначально закупить больше оборудования и более качественного. Тогда клиентов будет больше. Если бы я сразу вложил миллион долларов, то тут уже не сидел бы, а открыл представительство в Канаде и США.
Открыть любой бизнес можно, вложив в него силы, желание, возможности и взяв в банке кредит на тысяч 20 долларов. Но сейчас это уже невозможно. На тот момент рынок был ненасыщен, а сейчас предложения превышают спрос.
– Где вы взяли деньги на старт?
– То все были личные средства. За всю свою жизнь никогда не брал кредиты, потому что считаю это невыгодным. Ты переплачиваешь гораздо больше, чем можешь на этом заработать.
Банки в данном случае ведут себя неадекватно. Например, кредитная политика в зарубежных банках гораздо лояльнее и практичнее, чем у нас. Просто в Украине банки сейчас наживают капитал. А работать и пахать, чтобы кто-то нажил на тебе капитал, я не хочу. Я хочу его наживать сам.
– Какую часть рынка вы сейчас занимаете?
– Сложно этот рынок поделить на части, просто скажу, что с конкурентами мы пересекаемся редко. Никакая компания не скажет честно, сколько она денег зарабатывает и какую долю рынка имеет. Есть какие-то субъективные представления о рынке.
Компании уже заняли свои ниши, в которых у них есть свои клиенты. Кто-то работает больше на концертах, кто-то на конференциях, кто-то — на выставках, а кто-то специализируется на сдаче в аренду специфического оборудования.
Сложно вычислить долю рынка, я нашу оцениваю в пределах 20%.
– Чем характеризуется рынок аренды проекторов и плазменных панелей?
– Рынок очень емкий и из месяца в месяц нестабильный. К примеру, в нашем бизнесе мертвым сезоном считается лето, июнь — полурабочий, а в июле и августе доминируют выездные мероприятия на какие-то концерты в Крыму. А вот лето нынешнего года было практически все рабочим.
– Как вы это объясняете?
– Выборы. С ними связано много мероприятий — круглы столы, семинары. Опять же, на выборах все пытаются заработать, то есть максимально продвигают свой бизнес. А если бизнес работает, то и у нас работа есть, потому что идут презентации и выставки.
– Для каких целей у вас арендуют технику и на какой срок?
– Арендуют на конференции, семинары, круглые столы, мероприятия, связанные с обсуждением чего-либо, или презентации. Для этих целей берут проекторы, экраны для них и акустические системы. Технику арендуют, как правило, на день, максимум три дня.
На выставочных мероприятиях популярны плазменные панели. Тут своя специфика. В выставочном павильоне светло, и если ставить проектор, то качество изображения будет не очень высоким. Они там невыгодны. Также они невыгодны и с позиции экономии выставочной площади, потому что она дорогая и стоит сейчас 200-500 евро. А плазменная панель имеет толщину 10 сантиметров, 50 дюймов по диагонали, дает качественную картинку и эстетична. К плазменным панелям берут акустику, гарнитуры, микрофоны.
Концертные мероприятия забирают все, что угодно — светодиоды, плазменные панели, экраны, проектора. Все зависит от фантазии заказчика и дизайнера, а также желания и возможностей.
– Как вы оцениваете перспективы бизнеса по сдаче в аренду техники?
– Некоторые его направления умрут. Например, аренда оборудования для конференций и выставок. Потому что техника дешевеет и у конечного потребителя появляется возможность ее купить. Оно уже не стоит тех безумных денег, как в 2003 году. Если тогда плазменная панель покупалась за 4552 доллара, то сейчас в магазине ее можно купить за 1-1,2 тысячи.
Перспективы есть в концертной сфере, ведь каждое концертное мероприятие уникально, как и оборудование для него. Нельзя купить всю технику.
В общем, сейчас эта ниша работает. В таком режиме продержится еще года два. А далее что-то будем менять. В каком направлении? Это уже зависит от производителей техники, от их новинок и решений.