Директор "Абсолют Мебель": Мы решили оставить самых эффективных сотрудников

Геннадий Хмара, директор и владелец крымского предприятия «Абсолют Мебель», рассказал «ДЕЛУ» о своем опыте спасения мебельного бизнеса в кризисных условиях

Хмара, директор и владелец крымского предприятия «Абсолют Мебель», рассказал «ДЕЛУ» о своем опыте спасения мебельного бизнеса в кризисных условиях.

Как в кризисных условиях изменились цены на сырье? ДСП-плиты украинского производства подешевели?

Все подорожало. ДСП только в декабре подорожали на 11%. Мы тогда закупили 1-2 автомобильных партии. Фурнитура тоже подорожала адекватно изменению курса евро, то есть где-то в полтора раза.

То есть вы вынуждены были поднять цены на свою продукцию?

Мы минимизировали затраты. Но все равно пришлось поднять цены на 8-20%.

Как именно минимизировали затраты?

Увеличили нагрузку на одного работника.

Но заказов едва ли стало больше…

Их стало меньше, и наши продажи снизились. Трудно оценить насколько, у нас загрузка неравномерная, но примерно на 40-50%.

Осмелюсь предположить, что в таких условиях вам, чтобы больше загрузить людей, пришлось сначала сократить часть персонала.

Со слезами на глазах, но пришлось расставаться. До кризиса у нас на фабрике на двух сменах работало 36 человек. На сегодняшний день — 9-10 человек. Мы искали людей, обучали, ведь готовых специалистов на рынке практически не было. Но из-за кризиса пришлось от большей части работников отказаться. Оставшиеся трудятся в одну смену. Но если возникает производственная необходимость (нужно быстро выполнить заказ), то они делятся на две смены. Стараемся, чтобы наши сотрудники были полностью загружены. И люди с этим соглашаются, ведь с работой в Крыму сложно и альтернатив нет.

Конечно, можно было сохранить коллектив при загрузке в полсмены. Но мы решили оставить самых продуктивных сотрудников и дать им возможность зарабатывать. Аналогичный подход и к работникам склада. Это касается и кладовщиков, и грузчиков. Например, у нас раньше было 4 грузчика, а теперь 2. Мы их вызываем, когда для них есть работа. Торговый персонал тоже сократили.

Есть ли у вас опыт внешнеторговой деятельности?

Нет. Работаем только с внутренним рынком.

А не задумывались об экспорте мебели?

Интересно было бы попробовать поработать с российским рынком. Я думаю, что украинским производителям нужно объединяться в ассоциации или в другие правовые формы и открывать в крупных городах России оптовые торговые склады. Это дало бы возможность предложить широкий ассортимент продукции, интересный российским оптовикам, а также экономить на затратах.

А о западных рынках не думали? Чтобы использовать дополнительные возможности, которые появились из-за девальвации гривни?

Таких планов нет.

Кредитные ресурсы используете?

Кредитов стараюсь не брать. Но имел неосторожность перед самым кризисом взять кредит на покупку оборудования.

Валютный?

Нет в гривнях. Но и его в нынешних условиях непросто выплачивать. Жду, когда мой поставщик теперь продаст это оборудование.

То есть вы от него отказались? Во сколько вам это обошлось?

Пока не знаю, ведь оно еще не продано. Оборудование проработало на нашем предприятии около месяца, и теперь его продают как б/у.

А сколько стоило новое оборудование и на каких условиях брался кредит?

Оборудование стоило 540 тысяч гривен. А кредит гривневый — под 20% годовых.