Директор сети Yellow & blue: У нас целое поколение выросло на чужом ширпотребе

Елена Чепелюк, директор сети магазинов Yellow & blue, рассказала «ДЕЛУ», что мешает развитию украинского рынка дизайнерской одежды и кто из отечественных модельеров является наиболее коммерчески успешным
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Елена, несколько лет назад магазинов, где продаются изделия украинских дизайнеров, было днем с огнем не найти. Почему вы решили заняться таким немодным у нас «модным» бизнесом?

Интерес возник более четырех лет назад, после первого просмотра Украинской недели моды вживую. Когда смотришь коллекции в зале, видишь, как можно изменить модель. Тогда и задумались о дизайнерской одежде как о бизнесе.

Где открыли первый магазин?

В Днепропетровске, он работает уже 4 года. Во Львове — 3,5 года, а самому молодому магазину в Донецке — 1,5 года.

Почему все же решили продавать только украинское?

А почему не украинское? Китайским, турецким, польским «добром» и так заполнено 99% рынка одежды. Очень часто одежда «стоковая» либо не самого лучшего качества, и эти модели не всегда украшают наших женщин. Наши дизайнеры создают прекрасную одежду, в которой всегда есть микс текущих трендов, учитываются особенности фигур наших женщин, колористики, которую они предпочитают в одежде. Качество же пошива одежды в Украине всегда было и остается высоким. Не зря такие известные бренды, как Prada, Hugo Boss, Gautier, Max Mara, Marc Jacobs и другие, шили и продолжают шить свои коллекции в Украине.

На чем основывался расчет, что покупатель придет к вам?

Людям интересна дизайнерская одежда. А при наличии своего, хорошо зарекомендовавшего себя производства мы смоги дать покупателю более приемлемую цену, чем на вещи от-кутюр из дизайнерских коллекций.

Кризис изменил ситуацию?

Конечно, объемы продаж снизились. В среднем на 26-30%, как у нас, так и во всей отрасли.

Сколько экземпляров одной модели вы шьете сейчас?

Мы покупаем у дизайнера авторские права на ограниченный тираж. Это 49 единиц одного цвета в размерной сетке. Кстати, многие вещи уезжают за границу — дизайнерскую одежду любят покупать иностранцы. Во Львове это поляки, а в Днепропетровске и Донецке — россияне.

Какую сумму готов платить ваш покупатель?

Покупатель устал от массмаркета. Женщины, следящие за модой, предпочитают купить неординарную вещь, качественно пошитую, по демократичной цене.

Что значит демократичная?

Демократичной мы считаем цену, при которой ее стоимость от первоначальной уменьшается в 3-4 раза. Допустим, созданная и показанная дизайнером на подиуме вещь (платье, брюки или что-то другое) у него в студии стоит 4 тыс. грн. Мы шьем образец, который будет использован нами для тиражирования, согласовываем его с дизайнером, затем отшиваем партию из 49 единиц. В результате стоимость такой вещи в розничной продаже составляет 1-1,2 тыс. грн., а иногда меньше.

Тысяча за платье, это для большинства народонаселения серьезная цена. Это средняя цена в ваших магазинах?

Минимальные цены у нас ниже тысячи. Вилка получается где-то от 350 грн. до 2 тыс. грн. за вещь. Конечно, дизайнерская одежда «от-кутюр» (а такие вещи мы также представляем) стоит дороже — от 2 до 5 тыс. грн. Это вещи, изготовленные в единственном экземпляре, в которых зачастую очень много ручной работы.

И какая сейчас выручка у магазинов, скажем, за месяц?

Не хочу раскрывать эти цифры, могу сказать лишь, что на рынке одежды в сегменте «средний плюс» доля нашей сети небольшая — около 2,5-3% рынка.

Как, по-вашему, что мешает выстроить в Украине рынок дизайнерской одежды?

Во-первых, менталитет многих людей, привыкших к тому, что все зарубежное априори модное. На молодых людей влияет засилье массмаркетовского глянца. А ведь ни для кого не секрет, что в журналах часто рекламируется не то, что модно, а то, что надо продать. А зарубежные марки, отшивающие свои изделия тысячными тиражами и имеющие большие сети, безусловно, могут вложить в рекламную кампанию больше средств, чем любая отечественная торговая марка, компания или дизайнер. Вот и выросло целое поколение на чужом ширпотребе.

Во-вторых, полное отсутствие сырьевой базы отечественного производства. Ни тканей, ни ниток, ни пуговиц, ни молний украинского производства купить вы не сможете. Все, что можно купить, — импортное, соответственно, недешевое. А то, что есть сегодня на рынке, или не всегда соответствует качеству, или такой ткани или фурнитуры нет в нужном количестве или цвете.

В-третьих, безумное количество дешевого китайского, турецкого товара и неконтролируемое множество магазинов и складов секонд-хенда.

В-четвертых, полное и открытое игнорирование государством этой отрасли как сферы бизнеса и имиджа собственной страны. А ведь во многих европейских странах этот бизнес приносит большую часть дохода. Владелец Zara, например, с его $16,8 млрд. входит, согласно последнему рейтингу журнала Forbs, в десятку богатейших людей мира.

Ваша оценка показов на Украинской неделе моды? Кто из молодых понравился?

Радует то, что несмотря на непростое время, талантов не становится меньше. Из увиденного не могу не отметить коллекции Саши Каневского — городская и чувственная, а также Артема Климчука — спокойная и самодостаточная. Показ каждого из них оставил свои эмоции, но только позитивные.

На что могут рассчитывать молодые таланты у нас в стране?

Мне кажется, что в Украине на сегодня наши молодые дизайнеры могут, к сожалению, рассчитывать лишь на работу в студии. Возможно, кого-то из них заметят и пригласят в Европу или Америку — в западных компаниях есть специальные людей, задача которых — искать креативных людей в Восточной Европе.