Для некоторых отдых в Крыму в 2013 году стал не по карману

Об уроках, которые нужно вынести Крыму по итогам летнего туристического сезона-2013, рассуждает Алена Лебедева, управляющий курортного комплекса "Аквамарин"

Впереди для Крыма остался только бархатный сезон, а посему самое время подвести итоги курортного сезона 2013 года. Оценить его можно по двум показателям: количеству туристов, посетившим полуостров, и доходам. Мнения экспертов на этот счет разнятся. На мой взгляд, 2013 год для Крыма был не менее успешным, чем предыдущий 2012 год. Можно отметить как положительные моменты, так и недочеты, из которых следует вынести уроки.

Большинство представителей курортного бизнеса сходятся на том, что в 2013 году летний сезон начался раньше. Уже в январе и последующие несколько месяцев количество туристов в Крыму выросло на 16% (по сравнению с 2012 годом). А в мае-2013 полуостров посетило на треть больше отдыхающих по сравнению с предыдущим годом.

Что же касается летних показателей, то здесь нет единого мнения. Одни говорят, что уже в июле количество туристов выросло на 4,1% по сравнению с 2012 годом. Другие считают, что наоборот, количество гостей уменьшилось на 0,5% в июне и 2,9% в июле.

При этом цены в курортных городах Крыма остались практически на уровне предыдущего года, если не считать жилье, стоимость на которое поднялась на 5-10%. Пессимистически настроенные участники рынка говорят, что покупательская способность отдыхающих стала ниже. Для некоторых отдых на полуострове стал не по карману.

Что же касается доходов, то согласно самым оптимистичным оценкам они выросли не более чем на 2%. Официальные данные Министерства туризма говорят о том, что сумма налогов, поступивших в бюджет за сезон-2013 в Крыму, увеличилась на 50 млн грн.

Для крупных отелей и гостиничных комплексов лето 2013 года прошло успешно. Они имеют хорошо разработанные сайты, удобные службы бронирования и широкий спектр услуг. Поэтому та небольшая доля состоятельных туристов, посетивших Крым, нашла "свои" отели высокого класса. В это же время, у отелей среднего класса были проблемы с заполняемостью. Главная причина — завышенная стоимость проживания и не всегда адекватный уровень комфорта за предложенную стоимость. Поэтому некоторые туристы предпочли отдыхать в палатках на берегу моря или же в частном секторе, где низкие цены окупали отсутствие комфорта.

Чтобы избежать подобной ситуации на следующий год, многим базам отдыха, санаториям, пансионатам следует изменить политику. На их посещаемости и количестве полученной прибыли положительно скажутся такие меры: снижение цен в разгар сезона (июнь-июль), продажа мест по нефиксированному графику и возможность одноместного размещения отдыхающих в двухместных номерах во время "мертвого" сезона.

Конечно, 2013 год не обошелся без плюсов для полуострова. К примеру, в этом году открылось 11 новых отелей — в Евпатории, Ялте и Судаке. Представители курортного бизнеса, которые выходят на рынок, уже понимают, что отдыхающие рассчитывают на достойный уровень сервиса. Поэтому в новых гостиницах есть и спа-центры, и тренажерные залы, и развлекательная программа.

Появились новые достопримечательности. В Евпатории открылся первый в Украине музей "Пираты Черного моря", где можно посмотреть морские археологические находки. Это и обломки затонувших кораблей, и вещи морских пиратов, и множество других интересных экспонатов. В Одессе снова заработал сказочный подземный туннель, по которому можно добраться до пляжа. Стены двухсотметрового коридора расписаны героями народных сказок. В Севастополе открылся второй в Украине музей мороженого, где экскурсии проводят Дед Мороз и Снегурочка.

С каждым годом расширяется концертная программа, доступная туристам Крыма. В этом году всех желающих порадовал необычный танцевальный спектакль "PoleArtShow: 80 дней до конца света". Гастроли танцевальной команды оказались удачными: билеты на представление во многих городах Крыма были раскуплены. А вот, например, испанскому дуэту Baccara, выступавшему в Севастополе, повезло меньше. Скорее, их популярность так и осталась в 80-х годах, а отдыхающие проявляют больший интерес к отечественным гастролерам и необычным шоу-программам.

В заключение можно сказать, что сезон этого года подтвердил, что интерес к Крыму остается на неизменно высоком уровне. Но для того, чтобы удерживать его, курортно-гостиничному бизнесу не следует боятся новшеств и совершенствования. В противном случае, в следующем году в выигрыше снова останутся отели наивысшего класса и частный сектор.