Эко как система

О менеджменте окружающей среды, экопродуктах, качестве и маркетинговых уловках размышляет Светлана Гладкая, заместитель генерального директора УВК Nemiroff

Производители продуктов массового спроса часто запутывают потребителей. Что такое органический продукт? Как достигается экологическая чистота? Рекламные аргументы убедительны, потребитель голосует кошельком за маркетинговую изобретательность.

Какое-то время. Но рано или поздно сомнения и здравый смысл берут верх...

Мы тоже производим эководку, в основу продвижения которой легло именно экопозиционирование. Но в нашем случае приставка "эко" — лишь малая часть большой правды. О том, как мы 20 лет строили бизнес-предприятие в экологически благоприятном регионе Украины, инвестируя в технологии управления и производства сотни миллионы гривен, чтобы производить качественную экологичную водку, не создавая при этом нагрузки на окружающую среду.

Базу экологической ответственности еще в начале 1990-х заложил основатель компании, опытный специалист отрасли и создатель всех наших рецептур Степан Глусь. В итоге это стало важной составляющей КСО Nemiroff. Хотя тогда вообще мало кто знал, что такое корпоративная социальная ответственность, а экологические проблемы стояли далеко не так остро, как сейчас.

Помню, как в 1997 году наша компания — тогда еще небольшой региональный производитель — приняла участие в конкурсе по внедрению "совершенных бизнес-моделей". Мы долго думали, стоит ли нам идти на этот конкурс, ведь в нем участвовали предприятия-гиганты пивной и кондитерской отрасли... Собственно, с этого конкурса и началось внедрение систем управления в соответствии с требованиями международных стандартов (ISO), формирование ответственности бизнеса перед государством, потребителями, обществом, партнерами, сотрудниками и окружающей средой.

Само по себе производство ликеро-водочных изделий — не агрессивно по отношению к окружающей среде. Поэтому внедрение системы менеджмента окружающей среды (ISO:14001) для нашего бизнеса могло показаться излишеством или следованием модному тренду. Но это не так.

Простой пример: новый виток развития уже существующей системы управления качеством в механизм управления экологическими аспектами (в соответствии с ISO:14001) создал надежный предохранительный механизм, позволяющий рационально потреблять ресурсы: воду, энерго- и теплоносители. А также сфокусированно инвестировать средства для минимизации, а в большинстве случаев — для полного исключения рисков негативного воздействия на окружающую среду. Благодаря всему этому мы не только до минимума сократили негативное влияние на окружающую среду, но и получили существенную экономию. За последние пять лет потребление электроэнергии на предприятиях компании снизилось на 16%, пара — на 57%, воды — на 28%. Учитывая постоянный рост цен на ресурсы, платы за недропользование и стоимости энергоносителей, — это более чем весомый результат. Экологический менеджмент, удачно интегрированный в общую систему управления Nemiroff, стал еще одной ступенькой к совершенству, к которому мы стремимся.

Маркетинг, сертификаты и маркировки мало чего стоят, если за ними не стоит соответствие продукта рекламным обещаниям и красочным картинкам. Сертифицировать можно почти все, и в итоге завод, построенный в загрязненной местности и оснащенный устаревшим оборудованием, вполне может удачно продвигать свою продукцию. Вот только характеристики продукта от этого не меняются к лучшему. Продукт — это результат работы бизнес-системы. И его качество напрямую зависит от того, насколько четко и правильно эта система работает.