При квотировании экспорта зерна всегда будут обиженные

На этой неделе правительство продолжит обсуждать возможность введения квот на экспорт зерна. Пока этот вопрос трижды выносился в Кабмин, но безрезультатно. Экс-министр АПК "бютовец" Иван Кириленко считает, что квотирование — вполне рыночный механизм

Урожай в 38-40 млн. тонн, которые прогнозируются в Украине, это прекрасный результат для такого сезона. В этом году серьезные проблемы возникли во многих странах — в Австралии,  ЕС, Канаде. А урожая, который соберет Россия, скорее всего, даже не хватит на покрытие внутренних потребностей, не говоря уже об экспорте. Большая вероятность того, что россияне будут вынуждены даже импортировать зерно.

Сейчас сложилась уникальная ситуация — аграрии имеют возможность продать урожай по высоким ценам. У нас собран  качественный урожай. Обратите внимание — при этом чуть ли не впервые мы не слышим, что цены низкие. Никто не жалуется. Сельхозпроизводитель, наконец, может заработать и обеспечить себя собственными средствами на осень. А ведь общеизвестно — на осень приходится две трети всех затрат агрокомплекса. Это и уборка кукурузы, и осенняя посевная, и подготовка почвы. У нас 30 тыс. хозяйств,  и закрыв экспорт зерна, мы лишим их возможности получить деньги.

Квотирование — нормальный инструмент, к которому прибегают многие страны. Но в нашей стране он сопряжен с рядом рисков — в первую очередь с тем, что всегда будут обиженные, будут разговоры, что кому-то не досталось. Недовольные будут в любом случае, будут подозрения. В такой ситуации более рационально было бы купить около 4 млн. тонн продовольственного зерна в резерв. Пусть это сделает кто-то из госоператоров. Все равно кто — Аграрный фонд или Госкомрезерв, этого объема  было бы достаточно, чтобы контролировать цены на хлеб, снять вопросы по внутреннему рынку и не прибегать к ограничениям. Ведь даже закрыв экспорт, вряд ли можно будет добиться снижения стоимости хлеба. Аграрий знает, каковы мировые цены. И никакое правительство не может сказать какому-нибудь деду Ивану продать свое зерно по низкой цене, чтобы хлеб был дешевле. Никто не продаст.

Еще один момент: те объемы квоты, которые обсуждаются — до 2,5 млн. тонн зерна — это объективно очень мало. Мое мнение — мы могли бы вывезти 10-12 млн. тонн зерна. Балансы вполне позволяют. Но если квоты введут, то этот сценарий наиболее выигрышный для больших животноводческих холдингов, которые заинтересованы в снижении цен на зерно на внутреннем рынке. Но они — небедные компании и могли бы поступиться частью своей маржи.


Иван КИРИЛЕНКО, народный депутат от БЮТ, экс-министр АПК