Эксперт: Сейчас большинство клиентов интересуется созданием небольшого банка для собственной бизнес-группы

Директор финансово-консалтинговой компании SCH Александр Соколов рассказал «ДЕЛУ» о том, что при регистрации нового банка НБУ проверяет не только всех его непосредственных акционеров, но и их владельцев — вплоть до реальных собственников будущего банка

Вы занимаетесь своеобразным бизнесом, о котором известно очень мало: в интересах клиентов регистрируете новые банки, занимаетесь организацией и сопровождением сделок по слияниям и поглощениям финучреждений. Сейчас вы ведете какие-то проекты?

Реальных заявок на регистрацию банков на данный момент нет. Переговоры по этому поводу у нас проходят достаточно часто, но пока это инвесторы без серьезных намерений, они, скорее, анализируют, «прощупывают» рынок.

Какие цели преследуют люди, создающие свой банк?

До кризиса украинский банковский сектор был привлекателен для потенциальных инвесторов с коммерческой точки зрения. К нам обращались в основном для того, чтобы, зарегистрировав банк, работать в этом рынке, развивать финучреждение и, возможно, выгодно его продать. А сейчас большинство потенциальных клиентов интересуется созданием небольшого банка для финансового обслуживания предприятий собственной бизнес-группы.

Очень «осторожный интерес» к украинским банкам проявляют также иностранные инвесторы, которые понимают, что финансовый кризис — это лучшее время для захвата или расширения доли рынка. Однако этот интерес пока ограничен в связи с высокими страновыми рисками.

С чем, по-вашему, связана смена предпочтений клиентов? Откуда такое желание вложить как минимум 10 млн. евро в создание банка, который, по сути, будет лишь выполнять функции расчетного центра холдинга или промышленной группы?

Это последствия кризиса. Многие предприниматели потеряли доверие к банковской системе. У них или самих были счета в банках, которые оказались проблемными и были направлены на ликвидацию, или такие неприятности случались с их бизнес-партнерами, знакомыми.

Поэтому сейчас большинство бизнесменов очень осторожно подходят к выбору банка для обслуживания. Им безопаснее приобрести действующий банк, в котором риск будет нулевой, чем проводить денежные потоки через чужое финучреждение, которое может опять-таки пойти на дно. С другой стороны, создание банка с такой целью чаще всего экономически невыгодно, он не окупится.

И что же тогда им делать?

Мы в таком случае рекомендуем переходить на обслуживание в государственные банки — минимум рисков и не требуется никаких инвестиций.

А какая часть из действующих банков создавалась именно с целью обслуживания своего бизнеса?

По нашим оценкам, сейчас под обслуживание собственного бизнеса работает около 10-15% банков. Номер один — ПриватБанк, номер два — «Финансы и Кредит», они начинали с обслуживания предприятий группы, а сегодня являются крупнейшими сетевыми банкам, обслуживающими все секторы экономики.

Можете назвать несколько удачных проектов по созданию банков, которые реализовала ваша компания?

Мы реализовали около 10 проектов, связанных как с регистрацией новых, так и приобретением действующих банков. В частности наша команда оказывала услуги по предпродажной подготовке Украинского кредитно-торгового банка (был позднее приобретен БТА Банком. — «ДЕЛО»), по сопровождению экономического блока при регистрации Финансбанка, (сейчас — «Кредит Европа Банк». — «ДЕЛО») и «с нуля» участвовали в регистрации Вест Файненс Энд Кредит Банк. Также мы оказывали услуги по due diligence и юридическому консалтингу в процессе приобретения некоторых действующих украинских банков.

В штате компании — 12 человек

Опишите примерно своего клиента.

Это мужчина средних лет в темных очках с чемоданом денег и телохранителем (смеется)… Шучу, конечно.

Какое участие принимает заказчик в процедуре создания банка, если ему помогает в этом ваша компания?

Заказчик определяет основные параметры нового либо действующего банка и предоставляет нам необходимые документы. Дальше мы самостоятельно работаем со всеми регулирующими госорганами на всех этапах регистрации банка.

До кризиса на регистрацию банка «под ключ» уходило от 8 до 12 месяцев, но я знаю случаи, когда при оперативной подаче документов банки регистрировались и за 5-6 месяцев. Заказчик из этого времени не тратит ни минуты.

А насколько реально зарегистрировать банк самостоятельно, без помощи компаний, подобных вашей?

Можно обойтись и без посреднических услуг, но это будет более длительный и трудоемкий процесс. Есть требования НБУ к оформлению документов, к помещениям для банков, к ІТ-технологиям и многое другое. Все это учесть, не имея опыта, с первого раза нереально, поэтому часто в таких случаях Национальный банк возвращает пакет документов на доработку.

В любом случае регистрация банка потребует привлечения специалистов — бухгалтеров, юристов и так далее.

Заполнен ли рынок услуг по регистрации банков, сколько компаний на нем представлены?

Услуги по регистрации банков предлагают в основном юридические компании, в том числе международные, однако это предложения лишь юридического сопровождения процесса регистрации.

Полный перечень услуг по регистрации банка, начиная с подготовки документов, поиска оборудования и помещения и заканчивая подбором кадров и организацией процедур основных бизнес-процессов для запуска банка, наверное, не предоставляет никто. По крайней мере, я не знаю таких компаний.

Сколько у вас сотрудников в компании?

12 человек.

И они могут своими усилиями создать банк?

Могут. Если же у нас нет нужных специалистов, мы их нанимаем.

То есть 12 человек достаточно, чтобы зарегистрировать банк «под ключ»?

Финансбанк был зарегистрирован силами четырех специалистов.

Благоприятное ли сейчас время для создания собственного банка? Возможно, после кризиса НБУ стал более тщательно относиться к выдаче лицензий банкам?

У Национального банка всегда были очень жесткие требования к регистрации новых банков, особенно при проверке прозрачности структуры акционеров. Обычно специалисты НБУ проверяли финансовую отчетность не только структуры, которая желает создать банк, но и их акционеров, вплоть до третьего-четвертого колена — реального собственника. В Нацбанке этот департамент возглавляет Александр Пархоменко, который подчиняется зампредседателя НБУ Владимиру Кротюку.

Укргазбанку нужны госкорпорации

В июне прошлого года Министерство финансов делегировало вас в Укргазбанк для проведения рекапитализации финучреждения со стороны государства. Кем было пролоббировано ваше назначение?

Не было никакого лобби. У меня 20-летний банковский стаж и опыт в антикризисном менеджменте, поэтому, видимо, выбор Минфина пал на меня.

В Минфине заявляли, что временная администрация, которую вы возглавили, зашла в банк исключительно для более быстрой процедуры рекапитализации. Была бы необходимость ее введения, если бы Укргазбанк не рекапитализировало государство?

Думаю, да. Промедлив еще месяц, Нацбанк был бы вынужден не только вводить временную администрацию, но и мораторий на удовлетворение требований кредиторов, а мы этого избежали. Проблемы накапливались, и текущей ликвидности банка было недостаточно для обслуживания обязательств.

Временная администрация пробыла в банке рекордно короткое время — всего три месяца. Были ли у вас предложения от Минфина остаться на должности председателя правления Укргазбанка или возглавить какой-то другой национализированный банк?

Позиция председателя правления была уже утверждена премьер-министром (Юлией Тимошенко. — «ДЕЛО»), мне было предложено стать первым зампредседателя правления Укргазбанка или же возглавить Родовид Банк после вывода из него временной администрации. Но эти предложения поступали от предыдущего правительства. Если мой опыт антикризисного менеджера понадобится нынешнему Кабмину, я готов рассмотреть предложения.

Какую стратегию дальнейшего развития следует выбрать для Укргазбанка?

Главная стратегическая задача менеджмента всех национализированных банков — создание их рыночной стоимости.

Чтобы достичь этой цели, на данном этапе в эти банки нужно перевести на обслуживание одну или несколько мощных государственных корпораций, а также активно позиционировать банк на облуживании реального сектора экономики. Без этого полностью восстановиться этим финучреждениям будет намного сложнее.

Но сейчас правительством рассматривается возможность перевода всех счетов НАК «Нафтогаз» в банк «Надра», в том числе и тех, которые на данный момент находятся в Укргазбанке. Как это может отразиться на работе последнего?

Думаю, сегодня в банке обслуживается не более 10% объемов продаж компаний холдинга НАК «Нафтогаз». Поэтому возможный перевод этой части денежного потока НАК «Нафтогаз» в другое финучреждение на работу Укргазбанка существенно не повлияет — у него достаточный запас ликвидности.

Вероятно, уменьшится доходная составляющая, так как обслуживание крупного клиента по комплексу услуг — расчетно-кассовое обслуживание, покупка валюты, зарплатный проект — всегда приносит банку дополнительный доход.