Энергочемодан без ручки

Почему Украина при дефиците собственной электроэнергии продолжает снабжать током Крым и террористов

Зима близко. Эта фраза из сериала "Игра престолов" вот уже несколько месяцев подряд сопровождает в социальных сетях обсуждения энергетического кризиса в Украине. Несмотря на то, что мы всегда были энергопрофицитной страной, наступления холодного времени года так или иначе опасаются все — начиная с правительства, где кулуарно обсуждают то, как мы переживем отопительный сезон 2014/2015 в условиях нехватки угля необходимых марок и ограниченных поставок газа, и заканчивая простыми обитателями квартир, запасающихся обогревателями, бойлерами и фонарями-свечами для страховки от веерных отключений (в памяти многих свежи еще 90-е, когда вечера при свече или керосиновой лампе были вполне обыденным явлением).

И пока жители регионов и столицы выбирают обогреватель помощнее, головы чиновников от энергетики заняты другим — как компенсировать нехватку энергомощностей. Из-за проведения АТО часть электростанций оказалась в зоне, неподконтрольной украинским властям. И с поставкой топлива на ТЭС перебои — "Укрзализныця" просто не успевает чинить пути, поврежденные в ходе боевых действий. Да и рисково это — провозить угольный груз по территории, занятой людьми, непредсказуемыми чуть более чем полностью.

Собственно, над этим и размышляли члены совета оптового рынка электроэнергии, на несостоявшемся собрании которого мне довелось побывать некоторое время назад. Заседание сложно было назвать конструктивным — кворум не набрался, и дружный междусобойчик все же пришедших членов совета на повышенных тонах обсуждал ситуацию в духе "шожеделать". А что делать — неясно. Представители тепловой генерации требуют денег на закупку импортного угля, ядерщики в лице "Энергоатома" обижаются, что их оставляют без денег, пока они загружают свои блоки, но все же идут на уступки ради сохранения баланса в стране. И все думают, как бы достать еще денег/сырья и произвести лишний киловатт-час. Некогда писатель Артур Кларк сказал, что в будущем валютой будет только киловатт-час. Как бы его прогнозы не сбылись для Украины.

Но при этом наша страна по-прежнему бодро продолжает продавать то, чего не хватает самой — электроэнергию. Продавать за рубеж, а особенно — в Крым и так называемые "республики". И пока рынок и граждане недоумевают, почему мы кормим тех, кто в нас стреляет, правительство продолжает держаться за эти дотационные в энергетике регионы. Энергоснабжение Крыма начали снижать только в сентябре, да и то, судя по работе "Укринтерэнерго" — контрагента по поставкам тока на полуостров, ограничения эти действуют пока очень относительно. А ведь действительно — Россия обещала обеспечить аннексированный регион "мобильными электростанциями", даже больше — пустить силовой кабель. Вот пусть и перевозит свои олимпиадные генераторы. И даже при том, что в #крымнаш нам уже не рады, мы продолжаем продавать свою электроэнергию тем, кто сам отказался от Украины. С другой стороны, именно эти поставки показывают, насколько полуостров зависим от нашей энергосистемы. Главное только, чтобы удержание этого контакта было не в ущерб материковой Украине.

С восточными регионами ситуация в разы сложнее, чем с Крымом. Часто приходится слышать даже от своих коллег: "почему я должен сидеть в холодной квартире, а свет и газ мы поставляем на Донбасс?" Вышеуказанные регионы — как чемодан без ручки: и бросить жалко, и тащить неудобно. Допустим, отключим мы электроэнергию и газ. Технологически это не так уж и просто. И что дальше? России в той ситуации, которая сложилась, откровенно наплевать на оставшихся на территории войны мирных граждан. А нашей власти, похоже, нет. И не потому что она столь патриотично настроена, не потому, что намеревается "вернуть эту землю себе". Просто правительство также связано международными обязательствами — оставь они зону АТО без энергоносителей, спровоцируют гуманитарную катастрофу, за что Европа явно по голове не погладит.

Но ситуация со всех сторон выглядит как-то неприглядно. Если продолжать поставки электроэнергии и газа террористам, возмутится население остальной части страны, снабдив это лозунгом "хватит кормить Донбасс". Если же прекратить их — "хунта виновата", гуманитарная катастрофа, и как итог — полная потеря контроля над территориями. Пострадают от такой акции, естественно, не агрессоры — им привезут все, что нужно, с той стороны. Пострадают обычные люди, неспособные получить товары от покровителей и кое-где принимающие мешок картошки из гумконвоя за манну небесную.

При этом главная проблема — это потеря не городов, а людей, которые партизанят в донецких лесах, пенсионеров, у которых нет возможности покинуть зону, и просто неопределившихся. И отказаться нельзя, и с собой нести тяжело — бюджет трещит. Залатать финансовую сторону продолжения поставок сможет, по словам министра энергетики и угольной промышленности Юрия Продана, специальный закон, предусматривающий механизм компенсации стоимости энергоресурсов за счет соцвыплат (напомним, для людей, оставшихся на оккупированной террористами территории, они прекращены).

Потому, видно, на совете оптового рынка и не звучало ни слова о прекращении поставок электроэнергии на бранные и оккупированные территории. А компенсировать нехватку мощностей можно за счет снижения экспорта тока в Европу — "сытый" ЕС примет это как форс-мажор. "Своих не бросим, а Европа обойдется", — сказал один из участников совета в кулуарах. И не поспоришь же.