"Есть мнение…" или "Заграница нам поможет?!."

На фоне обострения "жесткого" противостояния в центре Киева, уже приведшего к человеческим жертвам, все больший общественный резонанс обретает тема внешнего "силового" вмешательства
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Якобы для довольно простого и эффективного решения достаточно острого кризиса и предотвращения эскалационного сценария "гражданской войны". В качестве возможных внешних "спасителей" называют то "голубые каски" ООН, то НАТОвских или российских "миротворцев", то еще какие внешние силы вроде ОБСЕ. Однако все подобные "размышлизмы" оставляют "за скобками" как минимум два ключевых, принципиальных вопроса — "как?" и "кого?" можно попросить и пригласить…

Как? На данный момент Украина отнюдь не исчерпала даже базового набора рычагов, механизмов и процедур урегулирования острой ситуации. Начиная с переговоров и "круглых столов" — и заканчивая режимом "чрезвычайного положения". При этом даже локальный режим "чрезвычайного положения" требует достаточно сложных президентско-парламентских процедур и механизмов, прописанных в Конституции и профильном Законе "О правовом режиме чрезвычайного положения" (2000 г.). Что уже говорить о не прописанных ни в одном документе и явно противоречащих Конституции идеях, бросающих четкий и однозначный вызов постулатам суверенитета, независимости и субьектности нашего государства.

(Позволим себе вспомнить хотя бы две принципиальные статьи Основного Закона. С одной стороны — ст. 17 Конституции о том, что "на территории Украины не допускается размещение иностранных военных баз". С другой стороны, — ст. 9 Конституции что "заключение международных договоров, которые противоречат Конституции Украины, возможно лишь после внесения соответствуюищх изменений в Конституцию Украины".)

Иными словами, до практической (даже не прикладной!) постановки вопроса о внешних вмешательствах — еще "дистанция огромного размера", причем и политического, и правового, и временнОго…

В конце-концов (или, скорее в начале-начал), Украина — полноценное суверенное государство, имеющее собственную субьектность и собственные рычаги и механизмы обеспечения национальной безопасности и государственной стабильности. И они еще далеко не все задействованы и тем более не исчерпаны. Да и относительно недавний практический опыт почти десятка западных стран (начиная с бунтов во Франции 2008 г. и протестов в Исландии 2009 г. и заканчивая бунтами в Греции 2010-2011 гг. и беспорядками в Великобритании 2011 г.) свидетельствует: каким бы острым ни было социально-политическое напряжение, его вполне возможно урегулировать "по-семейному", без привлечения "чужого дяди"…

Кого? Для того, чтобы "украинским вопросом" занялись хотя бы "голубые каски ООН" необходимо как минимум соответствующее четкое и однозначное решение Совета Безопасности ООН. В котором "правом вето" обладают: с одной стороны — США и члены ЕС Франция и Великобритания, а с другой — Россия и Китай. Совершенно очевидно, что даже самое вильное желание одной из сторон не сможет преодолеть встречного, альтернативного нежелания контр-партнеров. Да и вопрос "кто обратится в СБ ООН" с соответствующей просьбой открывает простор для серьезных сомнений…

Еще меньше шансов — у таких структур как "беззубая" ОБСЕ или "посторонние" НАТО/ЕС и СНГ/ОДКБ. Украина не является членом ни одной из них (даже в СНГ она позиционирует себя не как "член", а как "участник" объединения).

Лишь чисто гипотетически на "мандат ООН" может претендовать, скажем, НАТО (как было в середине 1990-х из-за кризиса в бывшей Югославии) или ОДКБ (которую безуспешно пытались "пригласить" в Киргизию 2009 г.). Однако вспомним "право вето" СБ ООН! Ведь в том, что на мандат-приглашение в Украину сил НАТО "наложит вето" как минимум Россия (скорее всего — еще и Китай), а на мандат-приглашение сил ОДКБ — США с Великобританией и Францией — можно не сомневаться.

ОБСЕ, в свою очередь, не имея абсолютно никакой военной составляющей, можт предложить лишь "добрые услуги" переговорного характера — вроде миссии посредников в переговорах и наблюдателей на выборах.

Засим давайте странные "размышлизмы" о возможном "внешнем силовом вмешательстве" в непростые украинские дела оставим прежде всего любителям политического "фентези"!...