Евро-2012: Несколько слов о главных воздушных воротах страны

Эксперты общественной компании "Евро-патруль" рассказали "Делу" насколько аэропорты Украины готовы к принятию Евро-2012 и как на них пытаются заработать деньги разного рода функционеры

Чем меньше времени остается до футбольного чемпионата Евро-2012, тем активнее разного рода функционеры пытаются на этом заработать. Причем, в последнее время акценты все сильнее сдвигаются в сторону "мелочевки". Если раньше бюджеты росли в разы и сразу на один -два миллиарда, то в последние месяцы идут корректировки бюджетов основных объектов под Еврочемпионат более мелкими суммами, но и эти суммы на проверку оказываются весьма ощутимыми и в результате могут вылиться в те же миллиарды. Как говорит поговорка, дьявол кроется в мелочах, именно последние и могут серьезно повлиять на уровень сервиса для болельщиков.

Свои "телодвижения" чиновники не рекламируют и стараются всячески скрыть. Однако общественной кампании "Евро-патруль" хотелось бы обратить внимание на последние новации в сфере подготовки к чемпионату. Итак, аэропорт Борисполь.

Немногие сейчас вспомнят эпопею с утверждением проекта строительства многоэтажного паркинга в аэропорту. 17 марта т.г. Кабинет министров в начале утвердил проект, но через некоторое время отменил его. Затем, гендиректор (на тот момент) Борис Шахсуваров пообещал, что строительство начнется в ближайшее время.

Согласно распоряжению, рядом с нововозведенным зданием терминала D предполагалось построить паркинг на 2038 машино-мест. Проект должны были реализовать аккурат к Евро-2012. Общая стоимость строительных работ - 410 млн. грн. Площадь территории, отведенной под паркинг, - 30 тыс. кв. м.

Однако, после снятия г-на Шахсуварова с должности, о паркинге словно забыли. Вместо этого, касательно терминала D появилась формулировка "На автостоянках, прилегающих к терминалу, согласно новому проекту, можно будет оставить 233 транспортные средства". Согласно мнению разработчиков, этого вполне достаточно для обслуживания нового терминала. Главный нюанс заключается в том, что  пропускная способность терминала составляет 3 тыс. пассажиров в час. Можно лишь вообразить масштабы заторов перед терминалом в часы пик. Для такого наплыва пассажиров 233 пакроместа явно недостаточно. 

Такие изменения эксперты связывают  с двумя факторми — банальным отсутствием средств у аэропорта и конфликтом с другим проектом — строительством ж/д линии "Воздушный экспресс". Ее инициаторы до сих пор не могут определиться с маршрутом пролегания экспресса в аэропорту.  Соответственно, судьба паркинга остается неизвестной.

С проектом самого терминала D также есть много неувязок. Во всех документах прошлых лет его площадь измерялась в 107 тыс. кв. метров, но лишь недавно выяснилось, что строительство велось, по сути, не законно.  Ведь на тот момент, согласно проекту, его площадь предусматривала 90 тыс. кв. метров. А не так давно был утвержден откорректированный проект, в котором значилось уже 107 тыс. кв. метров.

Но и на этом история не заканчивается. Руководство аэропорта решило пересмотреть  проект и расширить здание аэровокзала еще на 20-30 тыс. кв. метров. Оказывается, если в случае со 107 тыс. кв метров не предусмотрели дополнительные зоны для сферы обслуживания и VIP зону, то теперь надо еще и внутренние рейсы перенести в здание терминала. В принципе правильно, но чем думали до этого? И кто понесет ответственность?  

Правда, в случае с дополнительными площадями до сих пор нет ясности: кто будет выделять финансирование ? Говорят о неких заинтересованных инвесторах, но названия компаний не разглашается. Точно так же как и стоимость проекта. Звучат цифры от 500 млн. грн. до 1,5 млрд. грн.

Еще один важный момент заключается в манипуляциях с пропускной способностью. Ранее предполагалось, что терминал сможет обслуживать 5 млн. пассажиров в год. Сейчас, при увеличении площадей на 30-40%, его пропускная способность увеличится в 3 раза и составит 15 млн. пассажиров в год. По логике, при таком увеличении пассажиропотока, площади терминала также необходимо существенно расширить.   

Впрочем, "странности" Борисполя на этом не заканчиваются. Администрации аэропорта зачем-то понадобилось закрыть в начале терминал А, а  с 2013 года, предполагают закрыть и терминал В. Якобы они будут не нужны после ввода в действие нового терминала. При том, что вливания в реконструкцию терминала "В" за последние 5 лет уже составили около 300 млн. грн. Официальное объяснение - якобы терминалы не нужны при новой схеме и далеко находятся. Однако ряд отраслевых экспертов считают, что площади в освобождаемых помещениях достанутся своим людям, для остальных же создадут ажиотаж и поднимут цены на аренду. Только за последнее время цена  квадрата в терминале В поднялась в среднем до 100-200 у.е. в зависимости от вида деятельности. Отсюда и кофе по 40 грн.

Касательно подготовки персонала к встрече иностранных болельщиков Евро-2012. В целом, картина выглядит довольно оптимистично, по сравнению с центральным ж/д вокзалом, а также с автовокзалами в принимающих поединки Евро-2012 городах.

Активисты "Евро-патруля" под видом иностранных болельщиков обращались на английском к сотрудникам касс, милиции, служб такси и т.д. Также пытались найти пункты первой медицинской помощи. Моделировали стандартную ситуацию с утерей багажа либо приобретением билетов в другой город чтобы проследовать за своей сборной командой. 

Аналогичный флешмоб, который организовали волонтеры в терминале "B", выявил несколько существенных недостатков в аэропорту. Во-первых, отсутствие навыков владения английским сотрудниками аптеки и милиционерами. Во-вторых, сложное расположение медицинского пункта и отказ сотрудников впустить волонтеров и представителей СМИ в помещение. Кроме того, таксисты и водители одной из автобусных фирм, которые выступают официальным перевозчиком в аэропорту, также не владеют иностранным языком.

При этом, в пресс-службе "Борисполя" нам сообщили, что всех болельщиков Евро-2012 будет принимать новый терминал D. Но как быть с неудобствами, которые испытывают сотни иностранцев, прибывающих в аэропорт уже сегодня?

До старта Евро остается менее 180 дней. "Евро-патруль" не упустит возможности нанести неожиданный визит в готовящийся терминал, как только объявят о его официальном открытии. 

Вячеслав Коновалов, Николай Воробьев