Еврокомиссар по внешним связям и политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер: Мы не ставим вступление Украины в ВТО в зависимость от отмены виз для румын и болгар

Еврокомиссар по внешним связям и политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер объяснила, почему евросоюз в ближайшие три года выделит 30 евро помощи на каждого тунисца и всего лишь 11 евро на одного украинца

– Сейчас Польша, Венгрия, Словакия вступают в Шенгенcкую зону. Это усложняет пересечение границы для украинцев. Насколько справедливо такое ограничение, ведь Украина со своей стороны отменила визы для граждан стран ЕС?

– В Европейском Союзе существует так называемая Шенгенская зона, в которой мы отменили границы и разрешили свободное перемещение между странами. Поэтому мы должны защищать внешние границы Шенгена от преступности, которая проникает туда из соседних стран. Естественно, что Польша, Венгрия и Словакия должны выполнять шенгенские требования, хотя для Украины это и не самая лучшая перспектива. Поэтому Европейский союз подписал с вашей страной Соглашение об облегчении визового режима. После того, как оно вступит в силу, в выигрыше окажется большая группа населения Украины. Это, прежде всего, бизнесмены, студенты и ученые, которые регулярно ездят в Европу. А также дипломаты, которые смогут ездить в Европу без виз. Вступление Польши, Венгрии и Словакии в Шенген — это нормальный процесс. Он обусловлен внутренней ситуацией в ЕС и не направлен против Украины.

– Да, но это сильно затронет интересы трех миллионов украинцев, которые живут в приграничных регионах и два раза в день ездят, например, в Польшу и обратно...

– Я знаю, что это непросто. И мы будем детально изучать ситуацию. Но сейчас я не могут дать другого ответа на этот вопрос.

– В ответ на это Украина отказывается отменить визы для Румынии и Болгарии. А Еврокомиссия говорит, что это негативно повлияет на вступление Украины в ВТО. Где же здесь добрососедство?

– Мы не ставим вступление Украины в ВТО в зависимость от отмены виз для румын и болгар. Этот отказ влияет на авторитет президента, премьера, самой Украины, но не на вступление в ВТО. Хотя совершенно ясно, что Соглашение об облегчении визового режима для Украины не вступит в силу, если визы для граждан Румынии и Болгарии не будут отменены. Потому что у нас солидарное общество, а Румыния и Болгария — новые члены ЕС. И к новым членам должно быть такое же отношение, как и к старым. Мы работаем с вами для согласования последних нерешенных вопросов, которые касаются вступления Украины в ВТО. Соответствующие встречи состоялись в Брюсселе совсем недавно, на прошлой неделе. Мы достигли прогресса, но еще не решили все оставшиеся вопросы.

– Вы имеете в виду вопрос по задолженности Киргизстану?

– Существует несколько вопросов, в отношении которых мы уверены, что скоро сможем достичь согласия. Нет необходимости выделять отдельные аспекты.

Лучше достичь согласия в ближайшем будущем. Это зависит от самой Украины. Мы же совершенно четко поддерживаем вступление вашей страны в ВТО. В этом нет никаких сомнений.

– Когда будет ратифицирован договор об упрощении визового режима? Вы считаете, что упрощение для отдельных категорий может существенно повлиять на свободное перемещение украинцев?

– Это две разные вещи. Облегчение визового режима, как одна из сторон нашего Договора о партнерстве и сотрудничестве — это одно. А ситуация с мигрантами — другое.

Первое. Мы подписали договор. Сейчас он находится в Европарламенте и должен быть ратифицирован. С одной стороны. С другой, он должен быть ратифицирован и украинским парламентом, которого пока нет. То есть необходимо еще провести ряд мероприятий, связанных с ратификацией. Я думаю, что на протяжении следующего года это будет сделано. Естественно, необходимо определенное время. Затем будет облегчен процесс получения виз отдельными категориями граждан.

Теперь миграция. В принципе это тема, которой я не занимаюсь. Но вместе с еврокомиссаром по вопросам юстиции Франко Фраттини мы предложили так называемое «мобильное партнерство». Эта идея была представлена на конференции по политике соседства в Брюсселе. Она поможет бороться с нелегальной миграцией и способствовать легальной. В какой форме? Страны ЕС на добровольной основе могли бы объявить свой рынок труда открытым для определенных категорий украинцев или других соседей. Это предложение Еврокомиссии государствам-членам ЕС было сделано нами в апреле-мае этого года. Теперь страны ЕС должны обсудить этот вопрос. Это очень тонкий момент.

Но я надеюсь, что некоторые государства все-таки выразят готовность приглашать из соседних стран некоторые категории граждан для совместной разработки проектов. Хотя создание этой системы займет определенное время и мы не питаем чрезмерных иллюзий по этому вопросу, заманчивым является возможность взять под контроль легальную миграцию.

– Можете сказать, какие государства уже согласились на ваше предложение?

– Сама пока не знаю. Только начались первые обсуждения. У 27 стран-членов ЕС совершенно разные позиции по этому вопросу, потому что Евросоюз пока не имеет общей миграционной политики. Я могу только надеяться на это в ближайшем будущем. Но пока Еврокомиссия делает предложения, которые или принимаются или отклоняются.

– Когда вы ожидаете окончательного решения по этому вопросу?

– К сожалению, еще слишком рано об этом говорить. Но я считаю, что это очень важное предложение. Оно может заинтересовать ряд депутатов, и тогда некоторые государства отнесутся к нему позитивно.

– Но министр экономики Германии Михаэль Глос против такого предложения…

– Германия из-за своей коалиции оказалась в тяжелом положении. Не стоит придавать этому отказу большого значения, потому что Германия — это всего лишь одна из стран ЕС.

– Украина согласилась на реадмиссию. Сколько денег и когда будет выделено на оборудование пунктов по содержанию нелегалов?

– Первое. Содержание нелегалов — не очень подходящее слово. По-моему, правильнее будет — лагерь реадмиссии. Там будут находиться нелегальные мигранты, задержанные на пути в ЕС или возвращенные оттуда. Украина взяла на себя ответственность за эти вопросы и таким образом дала нам возможность облегчить с ней визовый режим. Второе. Договор сначала должен вступить в силу. Потом мы должны посмотреть, что есть в Украине. Затем оценить, какую помощь мы можем оказать, в том числе и на начальном этапе. В принципе, мы представим Украине все наши возможности, в рамках этой программы идет много проектов. Возможно, необходимо будет внести изменения в одну из уже имеющихся программ или оказать специальную помощь.

Также планируем обсудить с Украиной оборудование этих лагерей. Чего-то более конкретного я пока сказать не могу. Еще очень рано.

– Можете назвать какой-нибудь конкретный проект?

– Сейчас мы работаем над большим проектом пограничного менеджмента. В Молдове. Он продвигается довольно успешно. Мы поставляем часть оборудования и оказываем значительную техническую помощь. Цель — показать, как бороться на границе с контрабандой. Это очень важный вопрос, потому что из-за контрабанды государство теряет миллиарды долларов, так необходимых как Украине, так и Молдове.

– На 2007-2010 годы Украине планируется выделить 494 миллиона евро, а Марокко и Тунису — 954. Тунисец получит 30 евро, а украинец — меньше 11 евро. Насколько это справедливо?

– Это ошибочные расчеты. Мы считаем не на душу населения, а в соответствии с проектами, которые осуществляются в странах. Политика соседства является дифференцированной и совершенно четко нацеленной на определенную страну. И здесь Украина находится в очень выгодном положении. Она уже получила значительную финансовую помощь. Мы готовы предоставлять в распоряжение соседних стран больше финансовых средств, если мы будем видеть, что это абсолютно необходимо.

Беларусь по своему развитию находится в середине 50-х годов. Мы видим, что могли бы сделать, если бы с этой страной была политика соседства. Но, к сожалению, для этого нет необходимых условий в сфере прав человека и демократизации населения.

А с Украиной мы совершенно сознательно идем на партнерство и поддержку проектов. Как и с Молдовой. Таким образом, размер финансовой помощи зависит от наших планов в отношении страны, планов самой страны и от того, насколько далеко страна продвинулась по пути реформ. В том числе и политических. Например, реформа судебной системы для преодоления коррупции в Украине. И я хочу сказать, дорогая Украина, используйте возможности, которые мы предоставляем. И не усматривайте в этом предвзятое отношение. Его нет. Но есть большая, равноценная поддержка стран-соседей Европейского Союза. Как на Востоке, так и на Юге.