Фельдман: В рамках новой Конституции за Харьковом должен быть закреплен особый статус

Народный депутат Александр Фельдман рассказал «Делу» об изменениях в конституцию, которые разрабатывает парламентское объединение «За Харьковщину!», лидером которого он является

инициативе народного депутата Фельдмана в Верховной Раде VI созыва было создано региональное депутатское объединение «За Харьковщину!», провозгласившее себя защитником интересов харьковчан в парламенте. Депутатом был также подан законопроект «О городе Харькове», которым предлагается закрепить «особый статус» за первой столицей. Александр Фельдман не скрывает, что является лоббистом интересов своего города…

Александр Борисович, как вы оцениваете инициативу парламентариев о введении системы открытых партийных списков на выборах в Верховную Раду? Она действительно поможет более эффективно защищать регионы, от которых будут избраны депутаты?

Я оцениваю такое предложение без лишних восторгов, потому что прекрасно понимаю, что на практике это может оказаться или очередной профанацией, или создать большое количество новых проблем. Сегодня многие говорят о системе открытых списков, но никто не вникает в детали. Если учесть, что речь идет о «кентавре» из элементов мажоритарной и пропорциональной системы, то вариантов такой системы может быть очень много. Наверное, у политиков сегодня нужно спрашивать не о том, поддерживают ли они идею открытых списков, а о том, что конкретно они предлагают — разбивание единого общенационального многомандатного округа на региональные партийные округа или подсчет общих результатов партий на основе рейтингов конкретных кандидатов? Получается, что все за открытые списки, но никто не знает, за какие именно…

Какой вариант системы открытых списков поддержали бы лично вы?

Для меня система голосования не имеет первоочередного значения. Я выборов не боюсь и всегда готов отчитаться о своей работе перед любым избирателем. Кстати, к ответственности депутатов перед людьми и прозрачности списков система голосования тоже не имеет реального отношения. Есть и хорошие партийные депутаты. Было много «шалопаев» и случайных людей среди мажоритарщиков. Поэтому скорее поддержу такой вариант, в рамках которого будут внесены изменения в Регламент парламента о предоставлении официального статуса региональным депутатским объединениям, а также разработаны четкие механизмы взаимодействия депутатов с местными советами.

Какие конкретно механизмы?

Считаю, что нужно обязать депутатов не реже одного раза в год отчитываться о проделанной работе перед областным советом как высшим органом представительства интересов местной общины. Нужно установить возможность отзыва народных депутатов на основе подписей избирателей и решения сессий местных советов. Например, если депутат избирался от района области, то нужно, чтобы проголосовали за его отставку большинство советов, входящих в округ и облсовет. Если бы все это существовало уже сегодня, то и нынешнюю систему не нужно было бы переделывать.

В президентском варианте конституционных изменений есть несколько идей, которые могут заинтересовать лоббистов интересов регионов — вторая палата парламента, предоставление некоторым городам статуса областей, проведение административно-территориальной реформы… Как политик-харьковчанин как вы оцениваете подобные предложения?

Как депутат-харьковчанин я не увидел в этом проекте чего-то такого, что могло бы быть выгодно Харькову и харьковскому избирателю. Та же бюджетная уравниловка, то же бесправие регионов перед центром, то же нежелание поделиться полномочиями с местным самоуправлением. Идея децентрализации власти и повышения самостоятельности регионов заменена декоративной второй палатой парламента и упоминанием об административно-территориальной реформе.

На базе депутатского объединения «За Харьковщину!» мы планируем разработать конкретные предложения к конституции, которые будут выгодны харьковчанам.

О каких именно предложениях идет речь?

Прежде всего речь идет о том, чтобы в рамках новой конституции отказаться от модели отношений «центр — периферия». В рамках новой конституции особый статус должен быть закреплен не только за Киевом и Севастополем, но и за Харьковом, Львовом, Донецком и Одессой. Конкретные особенности социально-экономического развития каждого из этих городов в отдельности нужно закрепить отдельными законами — о Харькове, Львове, Одессе и Донецке.

Если в случае Киева и Севастополя все более-менее понятно, то что будет означать предоставление особого статуса для Львова, Харькова, Донецка и Одессы?

Львов — кроме всего прочего, это крупнейший приграничный город на Западе Украины. Европейская практика открывает большие экономические перспективы для таких городов. В первую очередь это касается облегченного режима пересечения границы для жителей Львова, концентрации таможенных сервисов, открытия представительств европейских компаний.

Харьков — это первая столица Украины, крупнейший город на границе с Россией, второй по численности город страны, крупнейший после Киева центр науки, образования, культуры, высокотехнологичного производства. Однозначно нужно предусмотреть специальный режим стимулирования этих естественных преимуществ.

Донецк — это индустриальное сердце Украины. У города существует такое количество социальных, экологических и прочих проблем, что их невозможно решить при сохранении бюджетной уравниловки.

 Одесса — это порт №1. Те нормативы финансирования и механизмы стимулирования экономики, которые подходят для рядового областного центра, не подойдут для Одессы. Если городу дать дополнительные возможности, то он превратится в Черноморский Амстердам.

Если говорить об общих моментах, то города с особым статусом могли бы официально быть резиденциями президента и премьер-министра. Кстати, в отличие от многих европейских стран, премьер-министр Украины не имеет собственной резиденции. Кроме того, эти города могли бы быть штаб-квартирами и столицами различных международных проектов с участием Украины. В них могли бы располагаться отдельные центральные органы государственной власти. Например, Минуглепром — в Донецке, Служба морского транспорта — в Одессе. Штаб военно-морского флота — в Севастополе. И т.д.

Вы считаете, что нынешняя система отношений между центром и регионами не позволяет местным экономикам нормально развиваться?

Речь идет не только об экономиках. Начиная с 2005 года у Харькова было отнято очень много преимуществ. Президиум Академии правовых наук указом президента переведен из Харькова в Киев. Стараниями Виктора Пинзеника (экс-министр финансов. — «ДЕЛО») был ликвидирован специальный режим инвестдеятельности в Харькове и Харьковской области. Ликвидировано множество медицинских и социальных учреждений. Год от года сворачиваются региональные программы и финансирование госзаказа харьковским предприятиям. Никогда еще не было так трудно лоббировать интересы Харькова в Киеве, как сейчас… Период экономического роста, где основные акценты делались на дозагрузку простаивающих мощностей, перепродажу земельных участков и открытие офисов крупных компаний в Киеве, закончился. Возможности для дальнейшего роста нужно искать в регионах и городах.

По вашему мнению, насколько продуктивным может быть отстаивание местными элитами интересов своих общин в нынешних политических условиях?

Обсуждение изменений в Конституцию, начало президентских выборов и высокая цена президентского поста для партийных лидеров — это уникальное стечение политических обстоятельств и шанс для того, чтобы выторговать что-то реальное и полезное для своих общин. Достаточно всего лишь инициировать дискуссию внутри самой городской или региональной общины, озвучить людям альтернативы, а затем в ходе выборов официально обращаться к кандидатам на пост президента и публично задавать им интересующие вопросы. То же самое нужно спрашивать и у депутатов от различных партий.

Пожелания территориальной общины ничем не отличаются от требований селян, шахтеров, автомобилистов. Разница в том, что одни осознают свой коллективный интерес, а другие — нет. Одни молчат, а другие — требуют.


Алина СЕМЕНЕНКО
специально для «ДЕЛА»

Еще интервью:

Игорь Франчук: Я готов финансировать политический проект Яценюка  

Леонид Кравчук: Для Медведчука мало стать депутатом  

Дилер Toyota и Honda продаст подержанные автомобили в интернете