Финансисты-мостостроители: чем на самом деле должна заниматься финансовая дирекция

Как мы представляем себе финдиректора? Нудный человек, занимающийся однообразной технической работой, не имеющей отношения к управлению реальным бизнесом. Но на самом деле это не так. Мы строим мосты для бизнеса. Как — объясню на примере компании СКМ.

Я долго искала образ, метафору, для того, чтобы показать роль финансовой дирекции, не прибегая к специальной лексике. Не говоря о финансовой стратегии, управленческом и бухгалтерском учете, бюджетировании, корпоративных финансах. И, как мне кажется, нашла.

Главное назначение финансовой дирекции — строить удобные и прочные мосты для достижения стратегических целей бизнеса. Мосты внутреннего сообщения — внутри группы, и внешние мосты — для эффективной работы с внешним миром.

Например, до 2005 года главной целью СКМ было строительство бизнеса с большим потенциалом стоимости, расширение инвестиционного портфеля и формирование профессиональной команды. Для достижения этой цели необходимо было проложить первый мост (я назову его "Управляемость"): отстроить базовые финансовые функции — бухгалтерский и управленческий учет, бюджетирование.

Начиная с 2005 года, мы начали программу корпоративных преобразований, стали создавать отраслевые холдинги, которые должны были стать лидерами на своих рынках. Отдельной и очень значимой для СКМ стратегической целью стало построение прозрачного бизнеса, завоевание доверии профессиональной аудитории. Мостом (который я назову "Прозрачность") к достижению этой цели стали функции формирования консолидированной отчетности, казначейства, корпоративных финансов, внутреннего аудита, риск-менеджмента. В этот же период в Наблюдательных советах наших холдингов начали работать специализированные комитеты по аудиту.

Наконец, в последние два года мы вступили в этап устойчивого роста. Перед группой была актуализирована еще одна важнейшая цель — в области построения социально ответственного бизнеса и завоевания доверия не только профессиональной, но и самой широкой аудитории.

Это сразу поставило новые задачи перед финансовой дирекцией. Решая эти задачи, мы сейчас строим новый, третий мост для всей группы СКМ. Мост под названием "Устойчивость". Как мы это делаем?

Во-первых, учимся собирать и консолидировать не только финансовую, но и нефинансовую отчетность. О наших налогах, зарплатах, социальных инвестициях и социальных проектах.

Во-вторых, начинаем работать не только с финансовыми, правовыми, но и с репутационными рисками. Поэтому формирование Кодекса корпоративной этики группы СКМ и организация функции его комплаенс происходит именно внутри финансовой дирекции.

В-третьих, мы планируем создание внутри группы единой налоговой службы с четко регламентированными бизнес процессами, понятной ответственностью и прозрачными полномочиями. Эта служба будет управлять нашими налоговыми обязательствами во всех регионах нашего присутствия в рамках общей стратегии.

В заключение хочу сказать, что мы не только строим, но и испытываем эти мосты. Так уж получилось, что именно наша финансовая дирекция становится ключевым заказчиком и пользователем новых управленческих и IT-решений. И в этом есть своя логика — наведенные нами мосты должны выдержать новую мощную технику, которая поможет бизнесу быстрее добраться до поставленных целей.