"Газпром" будет доказывать иллюзорность пользы СПГ-терминала — эксперт

Насколько быстро смогут построить терминал сжиженного природного газа в Одессе и кто же все-таки будет инвестировать деньги в его строительство, "Делу" рассказал и.о. директора энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко

Поможет ли проект терминала Украине диверсифицировать поставки газа?

Этот проект чрезвычайно нужен Украине и поможет снизить очень высокую цену на российский газ, которая составляет $450 за 100 кубометров. На спотовых рынках в мире эти цены меньше, по крайней мере, на $100. В таких условиях от постройки терминала Украина может не только получить пользу, имея другой источник поставок и другие цены, но и сможет использовать этот рычаг на переговорах по газовой цене с Россией. Это покажет значительно большую эффективность, чем все подписанные соглашения о зоне свободной торговли. За ними не стоит никаких экономических потуг со стороны Украины, как и нет возможностей влиять на исполнение условий, оговоренных в соглашении. В то же время терминал — это не только рычаг влияния на Россию, но и возможность получать газ из альтернативных источников, по меньшей цене.

Можно ли говорить о возможных попытках "Газпрома" дискредитировать данный проект?

У "Газпрома" большое влияние на европейские рынки и политику. Более того, существуют некоторые лоббистские движения внутри Украины, которые также связаны с этой компанией. Поэтому, очевидно, газовый монополист будет проводить кампанию по ненужности проекта терминала. "Газпрому" важно доказать, что это все иллюзия и для Украины нет никакой выгоды. Тем не менее я считаю, что Украина должна четко воплощать в жизнь свою линию на диверсификацию поставок газа.

Сможет ли постройка терминала существенно снизить цену на газ?

Если бы сейчас заработал этот терминал, цена могла бы быть как минимум на $100 меньше. Что будет дальше, сложно сказать, потому что цена на газ — величина непостоянная, она часто меняется в зависимости от конъюнктуры на мировых рынках. Но в данном случае я думаю, что ценовая политика при постройке терминала может радикально измениться в пользу Украины.

Насколько быстро Украина сможет воплотить проект терминала в жизнь?

Все зависит от уровня сложности проекта. Как известно, украинский терминал планируют строить не стационарным, а плавучим. Реальные сроки строительства, если будут вовремя решены все финансовые и юридические вопросы, для плавучего терминала — 2-3 года.

Государство планирует вложить всего 25% от общей стоимости в строительство СПГ-терминала. Эффективно ли частное инвестирование подобных проектов?

Я думаю, что участие частных инвесторов не повредит проекту, более того, оно сделает его более прозрачным и эффективным. Если частники вложат деньги, они будут заинтересованы в возвращении затраченных денег и наполнении этого терминала реальным природным газом. Все будет зависеть от того, какие инвесторы вложат в это деньги. Если это будут наши украинские вкладчики — хозяева химических или металлургических предприятий, которые будут направлять этот ресурс для своих предприятий, они же не будут заинтересованы увеличивать цену газа для своих предприятий до какого-то критического предела. Необходимо, в первую очередь, чтобы наши украинские владельцы, у которых находятся предприятия с большим потреблением газа — химические и металлургические, — были заинтересованы инвестировать, тогда этот проект был бы более выгодным для Украины, и это дало бы синергетический эффект. Существует возможность вложения средств и зарубежными инвесторами, но при этом могут возникнуть некоторые проблемы.

Кого вы можете назвать самым вероятным инвестором?

В нашей инвестиционной ситуации нормальный бизнесмен в энергетику вряд ли будет вкладывать какие-то деньги. Поэтому вкладывают деньги только те бизнесмены, кто имеет серьезное административное влияние, то есть приближенные к власти.

Насколько вырастут тарифы?

Если посмотреть на существующие тарифы на распределение и поставки природного газа, на мой взгляд, они чрезвычайно высоки — более 250 грн за 1000 кубометров. Они обеспечивают рентабельность этого вида деятельности. Я считаю, что нужно повышать тарифы на добытый природный газ для обеспечения инвестиций компаниям, которые занимаются добычей природного газа, поскольку сейчас происходит стагнация нефтяной и газовой промышленности. У нас в стране существует перекос, когда тарифы действуют не в пользу газодобывающей отрасли, а в пользу поставок и газораспределительной отрасли. Необходимо изменить тарифную политику, потому что она не способствует собственной добыче природного газа, а наоборот, вымывает средства из газодобывающей отрасли. Это может привести не к таким высоким показателям, о которых заявляет правительство — 70 миллиардов кубометров. Сейчас главное — сохранить добычу на существующем уровне в условиях такой тарифной политики.

Отразится ли членство Украины в зоне свободной торговли с СНГ на цене энергоносителей?

Я думаю, что ЗСТ с СНГ никоим образом не отразится на цене на газ, поскольку принципы российской политики сохраняются. Ключевым моментом этой политики является гипотетическое вступление Украины в таможенный союз, под свой политико-экономический контроль. Если этого не произойдет, то никаких скидок, никаких преференций Украина в энергетическом секторе по ключевым стратегическим вопросам не получит, поскольку это не соотносится со стратегией России.

А получит ли такие скидки Украина в таможенном союзе, учитывая опыт Беларуси?

Безусловно, получит. Но при этом придется поделиться кое-чем еще. Опыт Беларуси демонстрирует, что Россия потихоньку "дожимает" страну и отбирает "лакомые кусочки", передавая их под контроль крупного российского бизнеса. Я думаю, что большинство стратегических объектов Беларуси в ближайшее время станут подконтрольными российскому бизнесу.