Гендиректор De Novo о развитии центров обработки данных и виртуализации в Украине

Максим Агеев, директор De Novo — компании-оператора коммерческого ЦОД и первого украинского Облачного Датацентра — рассказал "Делу" о главных нюансах работы в сфере центров обработки данных и виртуализации бизнеса

Кто является основными клиентами компании De Novo?

Если говорить о центрах обработки данных (далее ЦОД), то это банки. ЦОД уникален и специфичен на территории Украины — мы изначально строили его под их нужды.

Как потребители IT, банки отличаются от других клиентов. У таких структур есть повышенные требования к безопасности, конфиденциальности и соответствие нормам Национального банка о защите банковских данных и инфраструктуры. Мы сразу строили ЦОДс учетом всех этих требований, поэтому мы выглядим для финансовых учреждений более чем привлекательно. Хотя, безусловно, мы успешно работаем и с другими индустриями.

Как вы оцениваете готовность потенциальных клиентов к внедрению новых систем?

Как правило, у клиентов срабатывает так называемый фактор боли — возникает некая внутренняя проблема, которую никакими доступными и простыми средствами решить невозможно. Как с домашним лечением: ни полоскание горла не помогает, ни горчичники; значит, нужно к кому-то обратиться, чтобы этот фактор боли убрать. Когда начинается такой поиск, появляемся мы. Я часто называю нашу компанию евангелистом, потому что мы рассказываем о вещах, которые вы не можете представить, так как никогда не видели.

Процесс создания нового рынка — сложен. И очень важно рассказать, что раньше этого не было, а теперь появилось решение.

Мы просто истоптали свои ноги в первые два года, рассказывая о необходимости и пользе таких инновационных решений и помогая нашим клиентам разобраться в них. Новое тяжело принимать, потому что его тяжело с чем-то сравнить. Необходимо убедить клиента, что ты можешь быть доверенным партнером — и это то, что не покупается за деньги: это зарабатывается годами. Но сейчас наступил момент, когда клиенты начали приходить самостоятельно, то есть первичную работу по созданию рынка мы успешно выполнили.

Сколько времени занимает подготовка и разработка ЦОД для банков?

У нас готовность полная — буквально с завтрашнего дня можно приступать. Иногда возникают задержки в связи со специфическими требованиями клиента. Некоторое время требует и подключение телекоммуникационных каналов. Но больше всего времени уходит на переговоры — они могут длиться от трех месяцев до двух лет.

Проблема в том, что заказчику, который никогда не пользовался аутсорсинговыми услугами, как правило, сложно сформулировать, что же конкретно ему нужно. В ходе многочисленных переговоров, разъяснений, предложений мы вместе понимаем, что нужно, что важно, а что не очень. Ничего страшного в этом нет, это не является точкой непрофессионализма. Именно таким образом, совершается переход к новому виду потребления услуг.

Те модели, с которыми мы начинали работать почти три года назад, конечно, перетерпели громадные изменения. Сегодня у нас уже есть готовые шаблоны. Многим клиентам я просто говорю: "Я знаю все вопросы, которые вы мне зададите. Давайте я сразу дам на них ответы, и мы сэкономим месяца три-четыре переговоров", так происходит в 9-ти из 10 случаях.

Расскажите более подробно о виртуализации.

Представьте деревню — у деревни есть несколько семей, у каждой семьи свой колодец. Каждый для себя берет оттуда воду. Очевидно, что колодец используется неэффективно, вы же не качаете воду круглосуточно. Колодцы друг с другом никак не сообщаются, и невозможно сказать какой объем воды есть в этом селе. Хотя очевидно, что ее много. Каждый колодец мог бы работать в 5-10 раз эффективней. В какой-то момент в это село приходит централизованный оператор, допустим "Киевводоканал", и протягивает трубы. Он абсолютно точно знает, сколько воды он подает, и какая у него инфраструктура. При этом он снимает с потребителя все проблемы.

Я уверен что, когда вы дома открываете кран, вы думаете о чем угодно, только не о том, как работает водоканал: откуда вода берется, куда девается. А в цену кубометра воды входит вся услуга. Оператор объединяет все ресурсы, соединяет их вместе, и распределяет наиболее эффективным образом. Таким образом, воды тратится намного меньше. Тем же объемом воды можно питать еще одно-два села.

Это очень простая метафора того, что делает виртуализация. Она объединяет физические ресурсы. Технологически с какого-то момента стало возможным объединить ресурсы трех, четырех, пяти, десяти, в принципе, бесконечного количества компьютеров в один логический ресурс. Это так называемая операционная система ЦОД. Серверы, которые стоят у всех клиентов, используются, как правило, на 5-7% эффективности. Потому что так устроена технология, и так она работает. Виртуализация, соединяя логические пулы, оперативную память, жесткие диски, процессорную мощность и сетевую инфраструктуру, позволяет повысить коэффициент полезного использования ресурсов в десятки раз, а в некоторых случаях — и в двадцать раз.

Сервера устанавливаются у вас или они находятся у заказчиков?

Мы занимаемся и тем, и другим — это называется частные облака, приватные облака и публичные облака. Когда организация большая, счет серверов идет на сотни.

В 2003 году мы начали эксперименты в области виртуализации. Как правило, мы предлагаем клиентам, у которых достаточно ресурсов, уменьшить количество серверов в несколько раз.

В ближайшие три года им, скорее всего, оборудование не придется покупать вовсе, так как мы поможем использовать существующий ресурс гораздо эффективней. Это та ситуация, когда предприятия консолидируют все свои вычислительные ресурсы в единый логический пул и начинают из них выжимать 95% эффективности вместо 5%.

С другой стороны отсюда вытекает модель оператора, то есть того самого водоканала для нескольких сел. Если ты создашь эту "ферму" у себя, то небольшие предприятия можно обеспечивать тем небольшим объемом вычислений, которые им нужны на какой-то промежуток времени. В этом случае мы говорим о DeNovo как о первом в Украине операторе Облачного Датацентра. Многие задачи выполняются время от времени либо не являются критическими, и можно арендовать вычислительные ресурсы и решить задачу. В основе всего лежит экономика, лежат деньги. Как сэкономить на сегодняшний день — это вопрос вопросов, особенно в нашей, мягко говоря, не совсем здоровой экономике.

Как вы пришли к контракту с Райффайзен Банк Аваль?

История этих переговоров уходит корнями в 2010 год. Банк, насколько мне известно, давно пытался решить проблему качества размещения своей вычислительной инфраструктуры, обеспечения ее надежности, резервирования и централизации всех ресурсов.

Изначально Райффайзен Банк Аваль собирался строить свой датацентр, но в какой-то момент решил рассмотреть альтернативы и провел тендер. Наши переговоры длились два года — банк очень осторожно подходил к оценке всех предложений и подрядчиков, так как цена риска в случае неудачного размещения очень высока.

Будут ли развиваться новые направления в следующем году?

Безусловно, будут. Сейчас мы готовим к официальному анонсу новый сервис. Если говорить об услугах в облаках — до сих пор ни разу не трогали уровень приложения (когда программное обеспечение, его функциональность может быть арендовано клиентом). Клиенту не надо покупать это программное обеспечение за свой счет, он может просто заказать эту услугу у оператора. Речь идет о специализированной системе аналитики и прогнозирования для розничных сетей. Более чем интересная вещь, безумно наукоемкая, потому что это статанализ, это математика высшего порядка, это глубокое знание процессов в работе громадных розничных сетей национального класса. Продукт сейчас доходит до завершающей стадии, и в ноябре мы планируем дату официального анонса.

На Cisco Expo мыанонсируемкатастрофоустойчивостькаксервис (DRaaS, Disaster Recovery as a Service). Мы видим рост потребления решений непрерывности бизнеса, катастрофоустойчивости, а резервная площадка в облаке — идеальное решение.

Также недавно мы также представили новый сервис — так называемый облачный диск. Теперь, например, банк может хранить весь архив данных у нас, так как по законодательству банки должны в течение пяти лет хранить данные. А с точки зрения продуктивности для банка это просто большие потери. Сервис сразу же стал интересным многим потребителям, у которых есть проблема с хранением архивных данных, и им не хочется покупать дорогостоящее оборудование для этой цели.

Как вы видите развитие компании в следующем году?

Объем нашего бизнеса ЦОД в этом году примерно в три с половиной раза выше наших показателей прошлого года — рост просто безумный. Оптимистичный прогноз на следующий год говорит о 300-350% роста.

Проектный бизнес выглядит скромнее (корпоративный рынок демонстрировал вялость в этом году). Мы ожидали спрос на строительство приватных облаков в 2012 и, похоже, эти ожидания переходят на 2013. Львиная доля проектного бизнеса в 2012 и 2013 приходится на трансформацию и перестройку ИТ-инфраструктуры в предоблачное состояние.

Интересна динамика роста по облачным сервисам. За сентябрь в Облачный Датацентр DeNovoпришло клиентов больше, чем за все предыдущие четыре месяца — темпы постоянно растут. ARPU растет лавинообразно. Если мы начинали первые контракты с $300-350 на клиента в месяц, то сегодня мы перевалили планку в $2000. Судя по динамике потребления, наш ARPU на начало 2013 года составит примерно $3500. Это говорит о том, что клиенты, взяв попробовать новую услугу, входят во вкус и начинают потреблять эти услуги больше. Потому что пользоваться сервисами Облачного Датацентра DeNovo- очень просто.

Нашей ключевой задачей на этот год было подтвердить предположение о том, что рынок облачных услуг в Украине возможен. Уже сейчас очевидно, что наши расчеты полностью оправдались. Этому рынку быть.