Глава Аграрного фонда: В ведомстве открылся отдел борьбы с коррупцией

Генеральный директор Аграрного фонда Украины Игорь Якубович — о том, как формировалась многомиллионная кредиторская задолженность ведомства и о перспективах введения ограничений на экспорт зерна
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Игорь Валентинович, вы возглавили Аграрный фонд 11 апреля. Инициировали ли вы кадровые изменения в структуре?

Безусловно. Мы провели полную реорганизацию, у меня новые замы, новые начальники отделов. Мы провели сокращения и создали новые отделы — например, поскольку у нас уделяется серьезное внимание борьбе с коррупцией, был создан отдел внутреннего контроля и контрольно-ревизионной деятельности. В дальнейшем мы видим Аграрный фонд финансовым инструментом на аграрном рынке, а не просто хранителем зерна, поэтому сейчас мы больше нуждаемся в финансистах, а не в сотрудниках складов. На сегодня кадровый состав обновлен на 30%.

На Чикагской товарной бирже 6 июня запущен фьючерсный контракт на причерноморскую пшеницу. Может ли Аграрный фонд использовать эти цены как ориентир при интервенциях?

Мы же работаем на внутреннем рынке, по другим схемам. Поэтому привязываться к портам нам, наверное, нет смысла. Но, по сути, мы четко ориентируемся в показателях Чикагской биржи.

Кредиторская задолженность Аграрного фонда составляет 680 млн грн. В какой период она сформировалась, на каких операциях?

Я не склонен во всем обвинять предыдущее правительство, однако были случаи, когда мы предупреждали о последствиях, буквально звонили в колокола, но нас не слышали. Когда остро встала необходимость возмещения НДС, предыдущим правительством было принято решение возвращать деньги только тем компаниям, которые купят у АФ излишки зерна. Были выделены сумасшедшие бюджетные средства аграриям, аграрии заплатили сумасшедшие деньги АФ, а зерна в фонде не оказалось. Так сформировалась кредиторская задолженность, которую мы расхлебываем до сих пор. Контракты заключены, задолженность официально оформлена, и на очень значительную сумму.

В последнее время кредиторская задолженность возникает исключительно в ходе закупок у аграриев, в частности — сахара. На первом этапе мы оплачиваем 70% стоимости сахара, и сейчас у нас задолженность только тех 30%, которые мы не доплатили сахарщикам. Это всего четыре предприятия, с двумя из которых мы рассчитались на прошлой неделе. В частности мы еще должны холдингу "Кернел" около 240 млн грн, но благодаря тому, что принято решение о выпуске ОВГЗ, мы рассчитываем оперативно погасить задолженность.

Государство четко выполнит свои обязательства по заключенным Аграрным фондом контрактам и погасит 100% задолженности.

Аграрный фонд планирует профинансировать спотовые и залоговые закупки зерна за счет средств, привлеченных в результате выпуска облигаций внутреннего государственного займа. Вы уверены, что правительство найдет покупателя на эти бумаги?

За ними очередь выстроится. Насколько я знаю, обязательства по тем облигациям, которые были выпущены в прошлом году, выполнены в полном объеме.

Как вы оцениваете вероятность введения ограничений на экспорт зерна из Украины в сезоне 2012/2013?

Начнем с того, что у нас в стране нет четкого механизма, который позволил бы со всей ответственностью сказать, сколько же у нас точно есть зерна. Из 2 тыс. складов, которые есть в Украине, сертифицировано только 750 складов — на этих предприятиях ведется госреестр и государство может однозначно сказать, сколько там зерна.

Что касается введения или не введения квот на экспорт. Я знаю, что министр аграрной политики и продовольствия не сторонник таких мер. Но мы еще помним случаи, когда мы были вынуждены ввозить зерно из других государств. Население наверняка не хотело бы столкнуться с дефицитом, например, в хлебной отрасли. И если будет стоять решение об обеспечении продовольственной безопасности — то однозначно надо вводить ограничения экспорта. Но сначала нужно увидеть, сколько мы соберем урожая.

Для внутреннего рынка необходимо 6 млн тонн продовольственной пшеницы. По самым худшим прогнозам, мы все равно соберем не меньше 12 млн тонн этой культуры, так что на текущем этапе я, честно говоря, не вижу необходимости в ограничениях. Но погода переменчива, так что нужно дождаться получения урожая, четко оценить его объемы и принять решение о квотах.