Глава "АрселорМиттал Кривой Рог": Мы все еще доверяем законодательству

Гендиректор "АрселорМиттал Кривой Рог" Жан Жуэ о встречах с Сергеем Тарутой, вероятности продажи завода и кознях группы "Приват"
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие


Он увлекается фотографией, игрой на гитаре и любит уединенные пешеходные прогулки по городу, но каждый день вынужден наблюдать тоскливую панораму промышленной зоны и терпеть пристальное внимание двух охранников. Его зовут Жан Жуэ, он вице-президент крупнейшей в мире сталелитейной компании и у него своя страничка на Facebook.

Наполовину француз, наполовину итальянец, чей родной дом - бельгийский Льеж, раньше опыта работы за пределами Евросоюза не имел вообще. Поэтому два года, которые он прожил в Украине, для расширения кругозора оказались бесценными. Но совершенствованию не может быть пределов. Сейчас господин Жуэ проходит ускоренный курс "молодого бойца" в противостоянии с Игорем Коломойским. Не так давно возникший конфликт с группой "Приват" относительно спорных 200 млн. гривен для него сейчас очень некстати. Ведь на топ-менеджеров подконтрольного ему комбината уже два месяца совершаются нападения. К тому же работать на грани рентабельности в металлургическом бизнесе становится все труднее. В связи с этим пришлось даже на какое-то время забыть о существовании бизнес-класса в самолетах и цветного принтера в офисе. Но единственное, о чем Жан Жуэ по настоящему жалеет, так это о том, что ему никак не удается выучить русский язык.

При каких обстоятельствах происходило ваше назначение на нынешнюю должность и почему выбор пал именно на вас?

В ArcelorMittal существует правило ротации менеджеров высшего звена для того, чтобы руководители могли продемонстрировать свои возможности не только у себя дома, но и где-то за рубежом на других предприятиях. Эта своеобразная политика помогает создать общую корпоративную культуру внутри компании. В частности, когда я был генеральным директором меткомбината в Дюнкерке (Франция. - Ред.), руководство компании предложило мне занять аналогичную должность в другой стране. Предлагались различные варианты. Я отдал предпочтение Украине.

Чем вас привлекла наша страна?

Сначала я приехал в Кривой Рог с частным визитом, чтобы просто посмотреть на предприятие. Это было в ноябре 2007 года. Я не встречался с руководителями, только пообщался с людьми в цеху, поздоровался с операторами на доменной печи. Я увидел, что профессиональные навыки у них на высоком уровне, и несмотря на то, что эксплуатируется старое оборудование, оно находится в рабочем состоянии. А главное, я понял, что люди гордятся своей работой.

Сколько должен отработать генеральный директор на предприятии перед очередной ротацией?

Приблизительно три-четыре года.

Значит, можно утверждать, что на "АрселорМиттал Кривой Рог" через год-два появится очередной новый генеральный директор?

Да. Но сказать, когда точно это произойдет, весьма трудно, так как конкретных четких сроков не существует.

Вы знакомы с Лакшми Митталом?

Да, я встречался с ним несколько раз. Регулярно вижу его на наших управленческих собраниях.

Как часто бывает он в Украине?

Не очень часто. ArcelorMittal - очень большая компания и у каждого члена совета директоров есть своя сфера ответственности. Украина входит в сферу господина Кристофа Корнье. Вот он приезжает в Кривой Рог часто - почти каждый квартал.

Вы уже наладили личные связи с собственниками украинских металлургических предприятий?

Да.

С Ринатом Ахметовым встречались?

Нет, я никогда не встречался с Ахметовым. Знаком с Игорем Сырым (директор "Метинвеста". - Ред.), Олегом Поповым, Вадимом Новинским...

А с Сергеем Тарутой общаетесь? Как часто?

Да, конечно. Каждую неделю с ним, конечно же, не видимся, но на прошлой, например, созванивались и обсуждали общие темы. Это такая традиция, когда конкуренты-металлурги связываются и общаются. Кризис заставил нас встретиться, и это дало нам дополнительную возможность узнать друг друга ближе.

Планируете ли вы развивать общие проекты с другими металлургическими компаниями в Украине?

Были инициированы несколько таких проектов, но кризис приостановил их развитие. Хотя лично у меня нет сомнения, что мы все возобновим, когда трудные времена будут позади. Есть общие интересы и проблемы, которые нужно решать совместно.

Во сколько вы оцениваете текущую капитализацию своего предприятия?

А вы хотите его купить?

Допустим, а сколько стоит?

Я думаю, для этого ваш банковский счет явно маловат. На самом деле, вопрос не имеет смысла, так как комбинат не будет продаваться и такой вариант даже не рассматривается.

1 сентября апелляционный суд обязал вас выплатить группе "Приват" 200 млн грн за срыв контракта по закупке ферросплавов в конце прошлого года. Вы заплатите?

Мы оспариваем это решение и считаем, что наша позиция не была учтена судом. Мы столкнулись с несправедливым отношением к себе. Было несколько моментов, которые удивили. Во-первых, 31 августа были заменены трое судей апелляционного суда, которые занимались рассмотрением дела, и уже на следующий день, 1 сентября, было вынесено решение об отказе в апелляции. Скорость, с которой было принято решение - хорошая скорость! И это в стране, которая известна тем, что судебные процессы обычно проходят очень медленно.

Во-вторых, меня очень удивил полученный нами в середине августа конверт с информацией о том, что группа "Приват" инициировала новое дело против нас в Киевской области. Согласно существующим правилам, мы должны быть заранее проинформированы об этом. Но есть некоторая привычная практика, которой пользуются некоторые люди в этой стране... Вы знаете, что было в конверте? Семнадцать чистых листов! Это украинские игры. Привычные игры. Мы по своим каналам позже узнали, что группа "Приват" пытается через суд запретить налоговой администрации регистрировать новые счета "АрселорМиттал Кривой Рог". Эти люди идут на все, чтобы забрать деньги, и они делают это там, где у нас нет даже своей юридической единицы (в Киевской области. - Ред.).

Когда наш офис в Кривом Роге пикетировали люди, называвшие себя рабочими Запорожского ферросплавного завода, у нас на предприятии тоже нашлись горячие головы, которые хотели ответить той же монетой. Вы понимаете, что 40 тысяч рабочих - это все-таки больше, чем три тысячи. Но я сказал, что это не наш метод. Мы будем опротестовывать и все еще хотим доверять законодательству.

Почему возник этот конфликт?

Если бы вы были моим руководителем и я сказал вам, что покупаю ферросплавы по цене, которая намного выше рыночной, что бы вы подумали?

Что у вас нет другого выбора.

Отлично, а еще?

Что вы получили от поставщика откат.

Вы хорошо разбираетесь в бизнесе (смеется). У группы "Приват" позиции монополиста на рынке ферросплавов и стоимость их продукции превышает рыночную на $800-500 c тонны. При наших оборотах разница за квартал достигает $5 млн. Серьезный руководитель, особенно в условиях кризиса, никогда не выберет себе такого поставщика. Поэтому мы были вынуждены искать других партнеров.

И где вы сейчас закупаете ферросплавы?

У Южной Кореи. "АрселорМиттал Кривой Рог" - украинское предприятие и хочет работать с отечественными партнерами, но цены "Привата" настолько высокие, что превышают издержки даже на транспортировку из Кореи, налоги на импорт и фактор девальвации гривни. Когда нужно было снижать стоимость продукции, "Приват" решил держать ее даже ценой остановки своих предприятий.

Но у вас был контракт.

У нас с "Приватом" различное понимание того, что было и чего не было в контракте. Да, мы обязались обеспечивать 100% потребностей комбината их ферросплавами. Но контракт действовал до первого квартала 2008 года. Затем было сделано дополнение к договору, в котором такого обязательства уже не было. Каждый новый квартал мы должны были проводить тендер и делать предоплату, и условия договора вступали в силу только в том случае, когда нужно было купить ферросплавы. В последнем квартале прошлого года в разгар кризиса закупать ферросплавы по ценам "Привата" мы уже себе позволить не могли. Это форс-мажорная ситуация и должно быть обоюдное ее понимание. Мы вместе должны выживать и думать о будущем, а не топить друг друга в судах.

Вы считаете, что нападение на менеджеров вашего комбината как-то с этим связано?

Нет. Надеюсь, что не связано.

Читайте также:

Убытки ArcelorMittal за первое полугодие составили $1,8 млрд

Центральный офис ArcelorMittal закидали дымовыми шашками

Арселор Миттал планирует массовые увольнения