Глава Гостаможни: Мы предлагаем безальтернативную конфискациию и штраф в размере 100%

Председатель Государственной таможенной службы Игорь Калетник рассказал, как его ведомство работает с бизнесом и почему он против объединения таможни и налоговой

Игорь Григорьевич, вы «за» или «против» объединения таможни с другими ведомствами?
 
Вопрос объединения не своевременен. Сейчас перед Украиной стоят куда более важные задачи, чем реформа таможни. Это и пенсионная реформа, и административная. Безусловно, есть разные пути реформирования. К примеру, Грузия и Армения пошли на объединение, а вот Россия не только сохранила таможни отдельный статус, но и наделила дополнительными полномочиями. Так что объединение ради объединения проводить не целесообразно. К тому же многие вызовы, которые стояли перед таможней мы разрешили сами. Да и работу улучили.
 
Речь идет об поступлениях в бюджет?

Да. Ведь Государственной таможенной службой взыскано средств в госбюджет за пять месяцев почти 40 млрд. грн. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то это на 8 млрд. грн больше. В целом индикативные показатели Министерства финансов перевыполнены на 5%.  Это цифра становится еще значимой, если учесть что сюда не уходит 10 млрд. грн за оформление газа.
 
Тенденция по росту поступлений в бюджет устойчива?

Более чем. Рост налогооблагаемого импорта составляет 12%, а рост доходов в госбюджет -  свыше 25%. Это достаточно стабильный показатель деятельности таможенной службы .
Если смотреть на динамику, то можно прогнозировать, что в июне мы сможем перечислить около 10 млрд. грн. Этим мы также перевыполним план Минфина.
 
Где были заложены резервы?

Как вы помните, в прошлом году возникли вопросы, касающиеся таможенной стоимости. С одной стороны мы понимали, что нам необходимо урегулировать этот вопрос. При чем исключительно на основании законодательства. Мы установили, что в прошлые годы существовали большие пробелы в законодательстве, позволяющие субъектам внешнеэкономической деятельности уклоняться от уплаты налогов путем занижения таможенной стоимости товаров. Это практика была прекращена. В 2011 году по цене контракта или инвойса таможенное оформление товаров происходит в 91% случаев. Это уже европейская норма. Однозначно этот вопрос будет урегулирован в новом Таможенном кодексе.
 
Ранее неоднократно скандалы возникали вокруг роялти. Удалось решить этот вопрос?

В предыдущие годы никто добровольно не декларировал роялти, а в 2010 году в бюджет  было взыскано 150 млн. грн. платежей.  Возможна ли такая ситуация в Европе или США, что бы субъект не оплатил роялти?  За 5 месяцев 2011 года в бюджет дополнительно поступило 73 млн. грн. в следствие самостоятельного декларирования субъектами роялти и лицензионных платежей на сумму 300 млн. грн.

Можно ли говорить, что бизнес стал работать прозрачнее?

Да. Несколько цифр. Если в 2009 году импорт товаров из оффшорных зон составил 35%. В 2010 году эта цифра составила 21%, в этом - 17%. Однозначно, это свидетельствует, что большая часть бизнеса переходит на легальную форму таможенного оформления товаров, на открытые контракты и понятные условия.
 
Импорт лекарственных препаратов. Что здесь происходит?
У нас за 5 месяцев ввезено медицинских препаратов на 1 млрд. долларов. При этом освобождение от уплаты налогов составило 2,2 млрд. грн. Мы пресекаем практику  отдельных субъектов внешнеэкономической деятельности по завышению  таможенной стоимость для получения сверхприбыли. Только в этом году было возбуждено 8 уголовных дел. Семь, относительно ввоза медикаментов и одно - медицинского оборудования.

Об этих нарушениях мы проинформировали правительство. Сейчас работает совместная рабочая группа с Министерством здравоохранения, которая изучает проблему. Почему это важно? Да потому, что законодатель освободил от уплаты налогов импорт лекарств, надеясь, что лекарства будут реализоваться населению по справедливой цене. В результате мы получили манипулирование ценами  со стороны некоторых субъектов.
 
Много шума было вокруг упрощения таможенных процедур. Есть подвижки?

Безусловно. В первую очередь нужно сказать о введении четких временных рамок - время таможенного оформления не должно превышать двух часов.
Вторая позиция - проведение таможенных досмотров. В 2009 году при импорте товаров физическому осмотру товаров подлежало около 80% всех  грузов, поступающих в Украину. Сегодня это 31%. При транзите мы проводим осмотр 12% грузов. В перспективе эта цифра уменьшится до 7%. И это тоже будет соответствовать европейскому стандарту.

Третья позиция - введение электронной таможни. Сегодня мы собственными силами начали пилотный проект таможенного оформления деклараций в электронном виде. Мы сдвинули этот проект с места, но не все зависит от нас. В первую очередь, нас подводит техническое оснащение - компьютеры и сервера у нас не обновлялись с 1995 года. Для нормального функционирования нам нужно около 5 тысяч новых компьютеров и 125 серверов. Профинансирована эта программа в этом году в пределах 2-3 миллионов гривен из требуемых 300 миллионов.
Мы надеемся получить средства из технической помощи Мирового банка. Только при условии полной технической оснащенности мы сможем запустить электронную таможню. И это будет настоящий прорыв.
Четвертая важная составляющая  - уменьшение количества разрешительных документов.
До этого от бизнеса требовалось 85 разрешений. На первом этапе мы сократили количество документов до 65. Планируем, что на последнем этапе останется не больше 20 разрешительных документов. Совокупно все эти меры могут дать очень положительный результат для страны. Время прохождения таможенного контроля будет существенно уменьшен.
 
Сейчас готовится проект Таможенного кодекса. Какая самая важная новела документа?

Новый Таможенный кодекс  содержит очень много норм прямого действия. Наиболее важной считаю новеллу, позволяющую бизнесу совершать таможенное оформление товаров в любом месте Украины. Для этого будет единственная аккредитация в центральной базе данных. И субъект предпринимательской деятельности будет выбирать удобные маршруты, а не привязываться к таможне. Эта норма упрощает жизнь бизнесу, но в какой-то мере усложняет жизнь таможни.
Также очень важными является предложенные изменения в Таможенный и Уголовный кодексы Украины относительно декриминализации товарной контрабанды. Именно в этом мы видим значительный ресурс наполнения бюджета. Это связано в первую очередь с тем, что количество уголовных дел о контрабанде, которые доходят до суда, является незначительной.
До анализа несколько цифр. За 5 месяцев текущего года таможенные органы возбудили  уголовных дел на сумму почти 185 млн. грн., конфисковано 15 млн. грн., взыскано в бюджет - 0 грн.
Поэтому, в новой редакции Таможенного кодекса за контрабанду товаров предлагается предусмотреть безальтернативную конфискациию и штраф в размере 100% от стоимости предметов правонарушения.
Именно поэтому считаем, что декриминализация в сочетании с жесткими финансовыми санкциями будет эффективным рычагом именно экономического воздействия в борьбе с нелегальным товарооборотом.