Глава "Истил": Из-за ухода Шустера у компании не было заработка несколько месяцев

Основной акционер группы «Истил» Мохаммад Захур рассказал «ДЕЛУ», как он лоббировал интересы украинского ВПК и кто мешает развивать бизнес в Украине

Еврейская община Киева пытается отсудить старейший кинотеатр Киева «Кинопанорама», который вы только недавно купили. Почему возник конфликт?
 
Мы купили это здание в июле у Вагифа Алиева (бизнесмен, глава набсовета ЗАО «Мандарин-Плаза» - «ДЕЛО») и планировали сделать в нем развлекательно-культурный центр, который включал бы в себя кинотеатр, караоке-бар и т. д.

На момент покупки мы не знали, что есть какой-то риск, и Вагиф также не говорил о возможных проблемах, поскольку считал, что вопрос собственности - решенный. Однако затем мы узнаем о судебных исках со стороны еврейской общины, которая утверждает, что на месте кинотеатра, якобы, раньше располагалась синагога. Мы обратились к экспертам-архитекторам, которые подняли архивы города, и выяснили, что ничего подобного здесь не было. В конце концов, оказалось, что это простое вымогательство со стороны еврейской конфессии. Об этом говорит даже тот факт, что на переговорах их представитель предложил нам купить вместо кинотеатра другое здание, рядом с киевской синагогой.

Какое?

Дом моделей, напротив синагоги.

А с кем ведутся переговоры со стороны еврейской общины?

С главным раввином Украины Моше Реувеном Асманом

Это было его предложение купить другое здание?

Да.

А кто представляет ваши интересы?

Проблемы, связанные со зданием – это проблемы продавца. Их представители ведут переговоры. У нас есть джентльменская договоренность, что если возникают какие-либо юридические претензии к объекту, то мы можем вернуть здание и получить свои деньги обратно.

То есть, риск несет в первую очередь бывший владелец, продавший Вам кинотеатр. Вы поставили крайний срок, который отводите для разрешения этого конфликта?

Если до конца календарного года мы не решаем эти проблемы, то в центре города есть более привлекательные объекты, куда мы можем вложить эти средства. Хотя нам здание очень нравится. Мы знаем, что из него можно сделать жемчужину, куда будут ходить люди.

Какая вероятность того, что суды примут вашу сторону в конфликте?

Если бы мы находились в другой стране, я бы отводил 100%, но так как игра происходит на полях Украины, то все непредсказуемо.

За сколько Вы купили «Кинопанораму»?

Мы не открывали эту информацию. Могу лишь сказать, что сумма в $7 млн, которая называлась в прессе – заниженная.

Звучала информация, что за конфликтом стоит Игорь Коломойский

Мы проверяли эту информацию – она не подтвердилась.

А кто тогда?

Говорят, Вадим Рабинович.

Недавно Вы купили еще один объект в центре Киева - гостиницу «Лейпциг». Вы полноправный владелец?

Да.

Можете назвать, у кого купили?

У группы «Континиум».

Какая приблизительная стоимость этого здания? Скажем, она превышает $10 млн.?

В таком месте здание не может стоить $10 млн. Могу сказать, что года два назад этот объект предлагался за $130 млн.

Какая степень готовности?

Пока никакая. Сейчас мы ведем переговоры со многими операторами и пытаемся запустить ее к 2012 году. Здание очень красивое, но есть технические проблемы с его достройкой. Строение не очень большое, поэтому сделать из «Лейпцига» 5-тизвездочную гостиницу не удастся. У нас нет возможности, к примеру, из нехватки площади сделать там бассейн, СПА-салон, что необходимо для отелей такого класса. Но мы сможем сделать очень хорошую 4-хзвездочную гостиницу.

На Донецкий металлургический завод не планируете возвращаться?

Нет. Сейчас завод из кризиса пытается  вывести команда «Альфа банка». Если это им не удастся, мы когда-то обсуждали с «Альфа-банком» вариант управления заводом нашими силами. Пока до этого не дошло. Но то, что они ходят по банкам и просят кредиты – нам об этом рассказывают. 

Звучала информация, что у них $20 млн. задолженность перед поставщиками

Эта цифра больше.

Все-таки ваше возвращение на завод возможно в качестве управленческой команды или нового владельца?

 Переговоры могут идти в разных направлениях. Можно пойти и показать, как управлять заводом, вывести из кризиса, а потом предложить реализовать в рассрочку. Дело в том, что Альфа-банк дал заводу кредит на сумму $ 290 млн. За эту сумму сегодня продавать этот актив в сегодняшней ситуации невозможно. Его нужно поднять, показать, что завод высокорентабельный и только после этого эти деньги могут быть возвращены. Еще один подход - как проблемный актив продать завод в лучшем случае за $ 100 млн. А третий вариант – это когда команда, управляющая заводом, зарекомендует себя, заработает деньги и выкупит его у «Альфа-банка» либо продаст другим инвесторам.


По вашему мнению, металлургический бизнес в Украине не имеет перспектив. А куда стоит вкладывать деньги?

Я считаю, что в Украине перспективен поиск нефти и газа. Здесь есть высокие возможности, но, к сожалению, у этого сегмента очень плохая история для инвесторов. У тех, кто вкладывал сюда свои деньги, все отобрали, поэтому этот участок остается без внимания. Хотя я считаю, что карта недр разработана, есть возможности извлечения и нефти, и газа, а значит уменьшить зависимость от России и других государств.

Вы имеете в виду компанию Vanco?

Не только.

Появилась информация о намерении компании «Газпром медиа» купить контрольный пакет «Поверхность-ТВ », в которой вы имеете 40%. Что Вам об этом известно?

Мы венчурный инвестор в этой компании и Виктор Самойленко (владеет 60% акций – «ДЕЛО») - ведущий партнер. На сегодняшний день нами создана очень хорошая база, закуплено современное оборудование  и теперь нужно увеличивать платформу DTH.  Для этого необходимо привлечь опыт крупных международных компаний. Это, помимо других, может быть и русский «Газпром медиа», и польская «Цифра плюс», и британская «Скай-ТВ». 

Это компании, которые рассматриваются как инвесторы «Поверхность-ТВ»?

Да. Сейчас ведутся переговоры о привлечении одного стратегического инвестора, чтобы он дал направление для развития.

Когда наступит определенность?

До конца года они должны подать заявки, а окончательные результаты будут к марту следующего года.

Вас какой инвестор больше всего бы устроил?

У меня субъективное мнение. Мне очень нравится компания «Скай-ТВ». Я смотрю его каналы, где бы ни находился, даже за океаном. Очень хотелось бы видеть нашим партнером Руперта Мердока, но какие условия они нам предложат - мы не знаем.

Приход стратегического инвестора не создаст конфликта интересов с вашим намерением увеличить свою долю до 55%?

Нет, мы готовы размывать свою долю. Это очень сложный бизнес и без привлечения крупных игроков рынка мы не сможем создать ту сеть, которая есть у них - несколько сотен каналов, сотни корреспондентов по всему миру.

Какие перспективы у этого рынка в Украине?

В Англии сейчас у «Скай-ТВ» более 9 млн. абонентов. Самый быстрорастущий рынок - польский ежегодно увеличивается на один миллион человек. В Украине зритель пока не привык смотреть  спутниковое ТВ и предпочитает эфирное. Однако я уверен, что через пять лет ситуация поменяется.

Сейчас у «Поверхности» приблизительно 4 тысячи абонентов. Сколько зрителей спутникового телевидения в Украине будет через пять лет?

Думаю, больше миллиона.

Вы рассматривали возможность приобретения банка. Подобрали уже?

Пока мы поиск остановили. Украину захлестывает вторая волна кризиса и по прогнозам нашим и прогнозам финансовых аналитиков еще целый ряд банков должен уйти с рынка. Мы чуть-чуть подождем. Сегодня покупка банка может повлечь  очень много затрат, чтобы пережить кризис.

Вы предпочитаете видеть в  качестве своих партнеров иностранцев, а  не украинцев. С чем это связано?

Во-первых, иностранцы понимают, что такое инвестиция, прозрачность. Они понимают, что если есть какой-либо риск в этой стране, то я все просчитаю, и только потом буду что-то предлагать. Работать с украинскими или российскими партнерами – это тоталитарный риск. Даже если он маленький партнер, он пытается поменять культуру компании, сделать ее непрозрачной, ввести какие-то схемы, припрятать цифры, внедрить оптимизацию налогообложения. Они больше думают не о самом бизнесе, а каким путем сделать более выгодные условия его ведения.

Украина крупный поставщик бронетехники в Пакистан. Вы выступали в качестве консультанта или посредника в переговорах?

Да. Я участвовал в переговорах по поставкам Украины моторно- трансмиссионных узлов для танков в Пакистан.

Ваша роль в подписании этого контракта была существенная?

Определяющая. Мы встречались и с президентом Мушаррафом выходили на его друзей, задействовали огромное количество людей, через которых лоббировали Украину.

В каком году проходили эти переговоры?

2002-2003 годы. У меня был естественный интерес, чтобы моя страна получила высокую технологию. Я знаю, что украинская военная технология - одна из лучших, хотя она и умирает сегодня. И на тот момент было обоюдное желание свести заинтересованные стороны. Я сделал это. Однако проект закончился, и я не думаю, что он будет продлен дальше - украинская сторона не показала состоятельность. А ведь контракт не так легко было получить.

В чем причина?

Заводы в Украине подводят пакистанскую сторону несвоевременными поставками. Хотя деньги получают авансом. Надо было сделать какие-то образцы  - сделали не вовремя. Пакистан - один из самых крупных покупателей военных технологий в Украине, но эту позицию Украина уже потеряла.

Какой политический проект «Истил Студиос» готовит к запуску, каких звезд приглашает?

Политический проект о кандидатах в президенты и их программах, пилот которого запустим накануне президентских выборов на канале «1+1».

Кто будет ведущим?

Пока мы не раскрываем имени, могу только сказать, что это известный журналист, женщина.

«Истил Групп» запускает несколько крупных проектов, в том числе музыкальных и развлекательных на ведущих телеканалах: ТРК «Украина», «Интер», «1+1». С чем связано ваше резкое переключение на телевизионный рынок?

Крайне низкая цена на телевизионный продукт и отсутствие рекламодателя вынуждают многие компании уйти с рынка. Сейчас самое время для прихода новых игроков. Сегодня не могу сказать, что мы много зарабатываем, может что-то и теряем. Но этот период переходной – через несколько месяцев пойдет восстановление, и мы за это время должны показать каналам, на что способны. И уверен, что в следующем году рынок телевизионных программ будет подниматься.


С Савиком Шустером уже помирились?

Я считаю, что я с ним даже не ругался. «Истил Групп» инвестировали в него большую сумму, но он ушел и ушел с контрактом. Мы от этого не пострадали, хотя несколько месяцев у компании не было заработка.

Понимаете, я люблю бизнес-систему. Мне не нравится, когда каждый раз, когда тебя хотят снять с эфира, ты должен лететь к акционеру – Ахметову – и выпрашивать, чтобы программу оставили в сетке канала на следующую неделю, год.
 
Савик Шустер ходил к Ахметову с этими вопросами?

«ТРК Украина» это самостоятельная организация, которая борется за свой рейтинг. Когда падает рейтинг, канал имеет претензии. В частности они выступали против  ежедневного формата программы, которую вел Шустер. Они даже написали письмо, что снимают программу. У Савика Шустера хорошие отношения с Ринатом Ахметовым, он летал к нему и решал эти вопросы напрямую. Договаривался, чтобы программу оставили и продлили. Это меня волновало, ведь что будет, если в один прекрасный день Ахметов не захочет продлить контракт, что тогда? Я не считаю это бизнесом. Бизнес – это когда ты делаешь хороший продукт, и все его покупают.

Мохаммад Захур, владелец ISTIL Group

Родился в 1955 году в Пакистане.
С 1975 по 1980 гг. - учеба в Донецком политехническом институте.
1987-1991 гг. – директор московского представительства пакистанской корпорации.
В 1991 году создал гонконгскую металлотрейдерскую компанию Metalsrussia Corp. Ltd. (С 1997 года – ISTIL Group). Тогда же был приобретен контрольный пакет Донецкого металлургического завода, на базе которого был создан мини-металлургический завод «Истил (Украина)».
В январе 2008 года Istil продал завод депутату Госдумы России Вадиму Варшавскому.
Владеет студией производства телепрограмм «Истил Студиос» и англоязычной газетой Kyiv Post.

Читайте также:

Гендиректор «Истил Студиос»: Шустер воспринимал студию как свою вотчину, но даже не был ее акционером

ДЭМЗ возобновляет работу