Главный по долгам в российской «Тройке»

Руководитель департамента анализа рынка долговых обязательств группы компаний «Тройка Диалог» Александр Кудрин рассказал «ДЕЛУ» о том, какие пути реструктуризации облигационных выпусков сейчас наиболее популярны в России и Украине

По данным рейтингового агентства «Кредит-рейтинг» на начало апреля 2009 года 18 украинских эмитентов облигаций просрочили выплату купонов или не полностью выкупили бумаги, предъявляемые к оферте. Корректно ли называть такие действия термином «технический дефолт»?

Дефолтом называется невыплата в срок любых долговых обязательств. То, что после невыполнение ранее оговоренных условий идет процесс реструктуризации, уже неважно. Если эмитен т не выполнил обязательства, значит, был дефолт.
Законодательство в некоторых странах предполагает наличие термина «технический дефолт». Это означает, что после невыполнения эмитентом своих обязательств у него есть определенный срок для урегулирования отношений с инвесторами, в течение которого последние не могут обращаться в суд. Украинским законодательством такая возможность не предусмотрена.

В начале мая большой ажиотаж вызвала ситуация с украинским Альфа-Банком (финучреждение погасило еврооблигации с задержкой в несколько дней). Тогда ряд украинских Интернет-СМИ объявили, что банк допустил дефолт по своим еврооблигациям. Как можно расценивать этот случай?

Это как раз и был технический дефолт. Эмитент ( Альфа-Банк Украина – «ДЕЛО») имел 5 рабочих дней (согласно проспекту эмиссии) для того, чтобы исполнить свои обязательства и избежать полноценного дефолта. Что он собственно и сделал.
Альфа не смогла вовремя заплатить, в основном, из-за изменения валютного регулирования в Украине. Национальный банк Украины рядом своих постановлений(№107-109 –  «ДЕЛО») существенно затруднил коммерческим банкам приобретение валюты на межбанковском рынке.

Сейчас в Украине много говорят о так называемых псевдо-дефолтах. Например, компания «ТЕКТ» обвиняет, Черкасскую птицефабрику в том, что та, имея возможность расплатиться по облигациям, отказывается это делать…

Данный случай не является уникальным, особенно в условиях кризиса. Однако и его также можно трактовать как дефолт. К примеру, в России сейчас зарегистрировано около 170 дефолтов, из них неисполнение обязательств по оферте или погашению бумаг – 70, все остальные – это невыплаты купонов. Так вот, из этих 70 всего по 23 выпускам эмитенты предложили реструктуризацию. Все остальные – нет, это говорит о том, что они скорее не хотят искать выхода из сложившейся ситуации и платить по своим долгам, чем не могут. Ведь когда компания не в состоянии платить, то она может объяснить почему.
Что касается ситуации в Украине, то очевидно, что количество случаев мошенничества с облигациями будет увеличиваться. В предыдущие годы облигационный рынок развивался достаточно быстро. У многих компаний и банков было желание выпускать облигации, получать дешевые деньги и казалось, что так будет вечно и долги всегда можно будет рефинансировать. Естественно, на таком рынке возникало много проектов, которые основаны на смелых, не всегда экономически не обоснованных прогнозах.

Компании из каких отраслей подвержены риску дефолтов в наибольшей степени?

Два основных сектора, которые выделяются на фоне остальных, – это строительство и ритейл. Еще испытывает проблемы металлургический сектор. Металлурги потеряли сразу по двум направлениям: в цене и в объемах. С одной стороны, упали цены на металл, с другой – потребление их продукции снизилось.

Банки дефолты облигаций переживут 

Какие существуют пути реструктуризации проблемных облигационных выпусков?

Есть три базовых схемы реструктуризации. Первая – рассрочка долга. Например, если компания признается, что у нее нет денег, но уверена, что они точно будут в течение двух лет. Она предлагает заплатить часть долга сейчас, а остальное равными частями на протяжении двух лет. Вторая схема предполагает дисконтирование части задолженности при одновременной рассрочки большей части долга. Долг становится длиннее и при этом списывается 20-30%. Инвесторам зачастую приходится соглашаться на подобную схему, так как в противном случае существует угроза несостоятельности заемщика, что в конечном итоге может привести к существенно меньшему возмещению для держателей облигаций.
Третий вариант – обмен облигаций эмитента на участие в его капитале.

Какие схемы наиболее распространены в Украине?

Как в России, так и в Украине более приемлемы и популярны первые два варианта. Дело в том, что кредиторы не стремятся становиться собственниками компаний. Они не хотят управлять бизнесом, а просто хотят вернуть свои деньги.

Основными владельцами корпоративных облигаций в Украине являются банки. Насколько болезненным для банковской системы могут стать  массовые дефолты?

Я могу судить по ситуации в России – там также около 55% рынка корпоративных облигаций находятся в портфелях банков. В деньгах эта сумма близка к 1 триллиону рублей, что составляет около 3,5% от общего объема активов российской банковской системы. Сейчас сумма дефолтных облигаций составляет 5-6% от объема всего рынка, до конца года мы ожидаем, что доля проблемных выпусков достигнет 10%. Для банковской системы такие объемы не являются критическими. Примерно такая же ситуация и в украинском банковском секторе, где доля негосударственных ценных бумаг составляет всего 1,6% от объема активов банковской системы Украины.

Какие инвесторы более лояльны в вопросах реструктуризации задолженности, местные или западные?

В настоящее время ситуация заключается в том, что иностранный инвестор ушел или стремится уйти с рынков как России, так и Украины и Казахстана. Поэтому для них любая реструктуризация – это обязанность остаться на рынке, чего они не хотят. Поэтому у них позиция в этих вопросах жестче, хотя опыт различных реструктуризаций у них заметно богаче.

В Украине рынок облигаций скорее мертв 

Возможно ли сейчас привлечь финансовые ресурсы за счет размещения облигаций?

В Украине провести рыночное размещение практически невозможно. Иностранцы покинули рынок, а локального спроса не хватает для того чтобы перезапустить рынок.
Если говорить про Россию, то разместить бумаги надежного эмитента все-таки возможно. Доходность на 2-3 года должна быть на уровне 16-19%.

По какой части украинских корпоративных облигаций, по вашим подсчетам, может быть объявлен дефолт?

Сейчас мы живем во время кризиса и сложно спрогнозировать, что произойдет через месяц. Поэтому практически невозможно сказать, сколько эмитентов откажется платить по своим обязательствам. Впрочем, если посмотреть на обстановку в Украине в целом, то есть надежда на то, что макроэкономическая ситуация стабилизируется. Это должно способствовать тому, что доля дефолтных облигаций не будет увеличиваться. К тому же случаи реструктуризации долгов перестали быть уникальным явлением, это позволяет надеяться, что полноценные дефолты не станут массовым явлением.

Но все-таки если пройдет волна дефолтов по корпоративным облигациям, как это может отразиться на украинской экономике?

Волна дефолтов – это не причина, а следствие проблем в экономике. Поэтому если происходит большое количество дефолтов по корпоративным бондам, то это означает, что в экономике уже не все в порядке. При современном уровне развития облигационного рынка, массовые дефолты никаких особых последствий для экономики страны не представляют. Хотя, конечно, в данном случае рассчитывать на скорое восстановление первичного рынка не приходится и, соответственно, возможности по диверсификации источников финансирования для корпораций и банков.

Будут ли происходить дефолты по украинским евробондам?

Одно преддефолтное состояние уже есть – компания «ХХІ век» предложила реструктуризацию 175 миллионов долларов долга по своим евробондам. По нашим прогнозам, шансы, что инвесторы пойдут на встречу «ХХІ веку» и согласятся на рассрочку, есть. По остальным выпускам украинских корпоративных евробондов дефолты вряд ли случатся, потому что эмитентов, разместивших свои бумаги, не так много. К тому же большая часть этих эмитентов – надежные компании. В банковском же секторе многое будет зависеть от того, как пойдет процесс рекапитализации.

Какие последствия для государства может иметь дефолт по корпоративным евробондам? Будет ли затронут имидж страны?

На имидже страны скажется, если объявит дефолт кто-то из квазисуверенных заемщиков. К примеру, Нафтогаз или Укрэксимбанк. Но мы думаем, что все эти компании исполнят свои обязательства в срок и в полном объеме. Корпоративными же дефолтами сейчас никого не удивишь.

Дефолт и суд всегда рядом

Много ли сейчас судебных разбирательств с эмитентами, объявившими дефолт по своим долгам?

Судебные иски предъявляются практически ко всем, кто объявил дефолт. Потому что как только компания объявляет дефолт, обязательно найдется компания или частный инвестор, который подаст в суд. И это вполне логично: как инвестор он защищает свои деньги и тут все законные способы приемлемы. Держатель бумаг подает в суд, а потом общается с эмитентом. Если разговор плодотворный и стороны договорятся, то иск можно всегда отозвать.

Есть ли в вашей практике успешные случаи завершения судебных исков в России?

Одно судебное дело о дефолте, пока пройдет все инстанции и суды, занимает полтора-два года. При этом окончанием процесса в данном случае мы считаем не взыскание имущества, а только судебное решение. Но в российской практике, насколько мне известно, еще ни одно дело завершено не было, так как дефолты стали случаться с прошлого лета, то есть прошло меньше года.