Глобальное исследование о доверии: какие выводы нужно сделать бизнесу

Компаниям для повышения уровня доверия к ним нужно инвестировать в обучение и переподготовку персонала и сотрудничать с правительством в решении проблем, которые волнуют общество

На днях американская консалтинговая фирма по связям с общественностью и маркетингу Edelman опубликовала результаты традиционного ежегодного глобального исследования Edelman Trust Barometer. Наверное, это одно из лучших, если не лучшее исследование по вопросу доверия и репутации — компания опросила 34 тысячи человек в 28 странах мира. В этом году в докладе много интересного, особенно для бизнеса.

Главный вывод — триумф либеральной демократии не состоялся. Вопреки экономическому росту, подавляющее большинство опрошенных боится изменений и не уверено в своем будущем.

Шокирующая цифра — 56% — утверждают, что капитализм в его нынешнем виде приносит больше вреда, чем пользы. Причины — чувство несправедливости, неравенство доходов, отсутствие уверенности в том, что лидеры знают, что делают.

83% опрошенных переживают, что потеряют работу — из-за фрилансеров, отсутствия необходимых навыков, более дешевых иностранных конкурентов, иммигрантов, автоматизации и других причин. Более 60% считают, что технологические изменения слишком быстрые, и они просто не успевают за ними.

Другими словами, люди потеряли почву под ногами. Если 20-30 лет назад многие люди в развитых странах могли планировать собственное будущее, то сейчас они живут в состоянии бесконечных изменений. Это многое меняет, в том числе отношение к бизнесу.

Времена only business остались в прошлом. Если компания хочет иметь высокий уровень доверия, быть прибыльной, иметь хорошую капитализацию, уже недостаточно быть эффективной и успешной в своем деле. Нужно занимать активную позицию по социально значимым вопросам и принимать участие в их решении.

87% опрошенных уверены, что для долгосрочного успеха компании интересы ее стейкхолдеров важнее интересов акционеров. Кто-то скажет, что это социализм. Возможно, но это новая реальность и с ней нужно считаться.

92% участников Edelman Trust Barometer согласны, что работодатели должны занять позицию по таким вопросам, как обучение для будущего рынка работы, автоматизация, неравенство доходов, климатические изменения, иммиграция. А 74% опрошенных уверены, что CEO должны брать лидерство на себя в решении социально значимых вопросов, и не ждать действий правительства. К слову, в сравнении с 2018 годом этот показатель прибавил 9%.

А теперь самое главное — 64% опрошенных принимают во внимание позицию и действия компании во время выбора товаров и услуг (дословно "мой кошелек — мой голос"). Хотите, чтобы вам доверяли, покупали у вас, а не у ваших конкурентов? Выходите из своей ракушки.

Авторы исследования подчеркивают: доверие в новую эпоху строится на двух столпах — этике и компетентности, и дают конкретные советы бизнесу для повышения уровня доверия:

- платите справедливую зарплату;

- инвестируйте в обучение и переподготовку персонала;

- будьте партнером правительства в решении проблем, которые волнуют общество.

"Время разговоров закончилось. 2020 год должен быть годом действий", — делают вывод авторы исследования. С ними, пожалуй, стоит согласиться.