ГНС в мейнстриме: какие вольности получают налоговики на Западе и у нас

Сто десять миллионов гривен — развеселая цифра, даже анекдотичнее, пожалуй, чем слово "лопата" (ею, напомню, Николай Янович призывал украинцев бороться с глобальным экономическим кризисом)
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

110 млн. грн — ровно столько, по сведениям киевской пресс-службы ГНС, заплатили в казну местные бизнесмены во избежание ответственности за (!) уклонение от уплаты налогов.

Пару десятков грешников откупились, попросту говоря. Но умиляет даже не то, что в действительности и количество таких грешников, и суммы, взимаемые с них контролерами, могут быть намного большими, нежели зафиксированные в официальном релизе. И вряд ли эти суммы в том же Киеве укладываются в параметры, определенные ГНС: дескать, кто-то не доплатил 670 млн. грн налогов в январе-июле 2012-го. Смешно!.. Но кому-то, очевидно, придется-таки доплатить, вероятно — до конца этого года, во избежание ответственности, законодательство же позволяет… Ну, и так далее.

Вообще-то, аппаратчики налоговой — молодцы, готовят пресс-релизы в мэйнстриме. Пока демократически-акцентированные смаковали цитаты, вырванные из контекста судебного вердикта горе-панкушкам, на цивилизованном Западе творился смех и грех. Швейцария, в частности, разрешила налоговым органам Германии запрашивать информацию у банков о возможном уклонении от уплаты налогов. Пока — на словах, однако в ближайшие месяцы Конфедерация может легализовать частичное раскрытие банковской тайны (сведения Reuters).

Финрегуляторы США, тем временем, начали проверку движения ресурсов в Deutsche Bank, якобы с целью удостовериться, что по счетам не протекали средства иранского правительства и связанных с ним коммерческих структур (данные France 24). Уже попал под раздачу британский Standard Chartered Bank — отверг необоснованные подозрения властей штата Нью-Йорк и… согласился выплатить $304 млн. штрафа. Повестки с вызовом на допрос от нью-йоркского генпрокурора уже получили HSBC, Royal Bank of Scotland, Barclays (месяц назад оштрафованный на 290 млн. фунт стерлингов), Citigrop, JPMorgan, UBS (это пишет РБК-Украина со ссылкой на радио "Свобода")… Ну, и тому подобное.

Вырисовывается картина маслом — у бюрократов (стоящих у истоков грандиозной, но не очень продуктивной эмиссии в 2008-2011 годах) есть вопросы к финансовым воротилам. С чего бы это? Но вопросы — отнюдь не копеечные, и даже не на сто десять миллионов гривен… Логично ожидать в этом контексте, что тема (не) уплаты налогов будет топовой в ближайшие год-два. И не только в Украине. Но у нас в этом смысле свои региональные особенности.

В нашей стране предпринимательство — это наказуемая деятельность по определению, по принципу — был бы плательщик, а статья найдется. Эта ситуация, в общем-то, возникла не вчера, и вряд ли стоит вешать всех собак на нынешнюю власть (в смысле — на конкретных парней). И, пожалуй, можно и даже нужно было бы отнестись к ситуации как к данности, если бы не трагикомизм новых решений. Власть (в смысле — конкретные парни) изрядно расшатывает систему, во главе которой сама же и находится. Парням бы править тихонько (скажем, как Юрий Иванович Ехануров во время премьерства), пока на цивилизованном Западе какой-то status quo не сформируется… Ну, чтобы прояснилось, кто, кому и сколько должен… Ан, нет — в Украине затеяли и упорно продолжают реформы.

Вот, скажем, из последних августовских сводок: авансовое взимание налога на прибыль легализовали, фискалам в Налоговом кодексе прописали специальные функции в довесок к гипертрофированным правам (чтобы проще было объяснять свое внеплановое появление на объектах) и т. д., и т. п. Тактические мотивы понятны — кризис, бюджет и все-такое. Но в чем стратегия? Простите на слове, о какой в пень стабильности может идти речь, если законы пишут под ситуацию? Причем — что немаловажно — на экономическую ситуацию украинские власти не очень-то и влияют, они, скорее, зависят от ее развития. От решений МВФ (не очень решительного и не только в отношении Украины после истории Стросс-Кана), от спроса на руду в Китае… Etc.

Да, отечественные фискальные законы и раньше были не сахар, а бюджетная политика — ручной. Однако в том-то и вся соль, что ранее предприниматели и чиновники были, так сказать, соучастниками. Кто-то кое-где порой не хотел честно жить, кто-то — вел с такими людьми незримый бой. Причем правонарушителями являлись практически все, а значит — существовали обычаи, традиции, словом, платформа для социального консенсуса.

Сейчас status quo подрывается. Все идет к тому, что регуляторы окажутся в белых перчатках. Ну, пусть — учитывая систему поруки — в серых… Контролеры смогут (уже могут!) проверять кого угодно, когда им заблагорассудится (за редкими исключениями, подтверждающими правило), арестовывать имущество без решений судов, блокировать счета, смогут вполне легально взимать налоги до получения прибыли… Однако законны ли законы, которые все это допускают? Не крайне ли они субъективны?.. Мое крайне субъективное мнение — недопустимы, невыполнимы и недальновидны нормативные решения, предписывающие чистку зубов металлическим ершиком. Особенно когда многие по уши в грязи.