Год поездам Hyundai: рост цен и массовые поломки

Сегодня исполняется ровно год с того момента, как скоростные поезда Hyundai выехали на свои первые маршруты в Украине

Закупленные к Евро-2012 поезда так и не обрели долгожданного спроса у украинцев. В "Укрзализныце" заявляли, что заполняемость поездов "Интерсити+" в марте 2013 года составляла всего 50%, а значит поезда ездят полупустыми.

Против поездов Hyundai сыграла ценовая политика "Укрзализныци". Яркий тому пример поезд Киев — Днепропетровск. До закупки корейских поездов по маршруту курсировали скоростные поезда Крюковского вагонзавода, которые находились в пути всего на 40 минут дольше, чем Hyundai. При это стоимость билетов выросла непропорционально экономии времени — с 120-212 грн. в отечественном поезде до 270-400 грн. в корейском аналоге.

Последней же каплей стали морозы. Зиму-2013 можно смело назвать самым трагичным периодом в истории скоростного движения Украины. По подсчетам Delo.UА, только в декабре 2012 — январе 2013 года экспрессы ломалось 25 раз.

Власти забили тревогу. Борис Колесников возложил вину за не совсем удачную закупку на "предшественников" и заявил, что проект скоростных поездов Hyundai достался ему от предыдущего руководства министерства. А президент Виктор Янукович назвал Hyundai главным недочетом работы властей во время подготовки Украины к футбольному чемпионату Евро-2012.

Накануне Евро-2012 украинские власти купили шесть составов корейского производства, заплатив в сумме $307 млн. Тогда министр инфраструктуры Борис Колесников с гордостью говорил: "Через пять лет мы полностью откажемся от старых поездов".

Выбор пал на не самые дешевые поезда Hyundai по одной простой причине — никто, кроме корейской компании, не гарантировал выполнение договора на поставки десяти электропоездов в установленные сроки. В "Укрзализныци" не раз объясняли, что заказать другие поезда было невозможно, так как новый спроектированный подвижной состав должен минимум год находиться на обкатке. При этом первые скоростные поезда Hyundai начали обкатку в Украине только в марте 2012 года — когда до их запуска оставалось менее двух месяцев.

По оценкам экспертов, гораздо эффективнее было бы купить вагоны Крюковского завода и двухсистемные электровозы для них производства Siemens, Bombardier или Škoda и это обошлось бы дешевле. Но власти занялись организацией скоростного движения слишком поздно и другого выбора, как купить Hyundai, не было.