Игорь Еремеев: Я рассматриваю возможность возвращения в политику

Совладелец группы компаний ""КОНТИНИУМ" Игорь Еремеев рассказал, при каких обстоятельствах будет участвовать в парламентских выборах по мажоритарному округу, но отказался комментировать слухи о конфликте с Дмитрием Фирташем
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Игорь Миронович, в 2006 году в интервью "Делу" Вы довольно остро критиковали и премьера Тимошенко, и президента Ющенко. На их фоне как оцениваете команду президента Януковича? Например, в экономической политике у нее больше успехов или неудач?

Команда Ющенко и команда Януковича – это совершенно разные по подходам и идеологии команды. Для меня смена подходов была прогнозируемой. Считаю, наше общество еще не оценило по достоинству, что  Ющенко сделал для Украины в плане национальной идеологии и идентификации. Однако команда Ющенко – это была команда теоретиков, которые очень часто говорили в общем, но ни о чем. Команда Януковича – это команда хозяйственников, работающая на результат. Сейчас можно только поприветствовать, что нынешняя власть наводит порядок, например, в налоговой сфере.  Многие говорят, что увеличилось налоговое давление на бизнес, но можно ли говорить о том, что отечественный бизнес исправно и прозрачно платит налоги? Вряд ли. Очевидно, что в стране нужно наладить налоговую дисциплину. Разве для кого-то секрет, что частные предприниматели нередко использовались для ухода от уплаты налогов? К примеру (без навешивания ярлыков), в городах-миллионниках ресторан в среднем дает прибыль в 50-100 тысяч долларов в месяц, а налоги платит через частного предпринимателя на уровне 100-200 грн. Это что, для кого-то секрет? Совершенно очевидно, что это порочная практика. Для того чтобы экономика государства развивалась, его граждане, причем все без исключения,  должны научиться честно платить налоги. С другой стороны, должно быть абсолютно недопустимым использование налоговой службы или правоохранительных органов как инструмента давления на бизнес. Увы, сейчас эта практика существует, и это также очевидный факт.

Судя по всему, политика Януковича вам больше импонирует?

Возможно. С уверенностью могу сказать, что мне  импонирует та политика президента, при которой в государстве происходят качественные изменения. Я не исключаю, что на фоне успехов возможны и ошибки  – это обыкновенная ситуация в нашей жизни. Главное - вовремя выявить ошибки и их исправить. И я верю, что президент хочет провести изменения и реформы, другое дело, способна ли на это команда? Ведь порой чиновничьи злоупотребления способны нивелировать любые позитивные результаты или начинания. К примеру, когда нерадивые чиновники, прикрываясь политическими задачами, используют выстроенную жесткую вертикаль власти в собственных интересах. Я - за дисциплину и законность, но для всех. Однако я - против дисциплины для всех, кроме своих. "Бить по рукам" только тех, которые были ранее при власти, а сейчас в оппозиции – это не совсем правильно. Надо начинать со своих и чистить собственную команду. Нужно создать такую систему, когда именно провинившийся чиновник, вне зависимости от его уровня или принадлежности к той или иной политической партии или команде, первым понесет наказание, если он переступит грань закона.

Кто из действующих министров переступил коррупционную грань?

У меня есть своя точка зрения. Но, к счастью для  преступников во власти, я не орган следствия, не прокуратура и не суд. Многие вещи я вижу, знаю и чувствую. Но я не хочу делать голословных заявлений. Существуют очевидные факты, и на них нужно обращать внимание. Если этого не делать, все экономические и социальные достижения команды президента Януковича будут испачканы и перечеркнуты.


Не могли бы все-таки привести примеры коррупции?

Сегодня Министерство аграрной политики и продовольствия хочет, чтобы дотационные деньги поступали не производителю молока напрямую, а в специальный фонд, который опять-таки будут распределять чиновники. А перед этим взяли и разрушили прозрачный механизм, по которому каждый крестьянин получал дотацию на молоко. Неужели непонятно, почему лоббировались такие изменения?!

Или пример касательно рынка нефтепродуктов. Кое у кого возникла новая "суперидея" – ввести квоты на  импорт нефтепродуктов. Сейчас в Украину импортируется примерно 35-40% нефтепродуктов разными импортерами. Кто будет распределять эти квоты и кому? На каких условиях и по каким критериям? Неужели непонятно, что это сомнительная схема?!
Причем вычислить коррупционера и в первом, и во втором примере достаточно  легко: им будет тот, кто первым пришел к министру с такой идеей. Таким образом он дискредитирует министра, команду премьера и всю вертикаль власти. Вот с таких людей надо начинать, их надо увольнять и не допускать больше во власть. Если этого не сделать, то через 2-3 месяца этого чиновника СБУ поймает на взятке.

  Дискуссия о введении пошлин на импорт нефтепродуктов уже в прошлом?

Здравый смысл восторжествовал. Потому что не импорт - зло для Украины. Зло –  сложившиеся правила на отечественном рынке нефтепродуктов. Как известно, 28 декабря Межведомственная комиссия по международной торговле Украины прекратила специальное расследование по импортным нефтепродуктам, начатое 24 января 2011 года.  Выводы комиссии однозначны и абсолютно обоснованы: за последние 3 года импорт нефтепродуктов не осуществлялся в объемах, угрожающих украинскому товаропроизводителю. Соответственно, национальные интересы не требуют применения к такому импорту специальных мер.

Почему пошлины на импорт нельзя было вводить?

Приведу пример с газом. Почему мы никак не можем нормально договориться с Россией о цене на газ? Да потому что северный сосед - единственный поставщик голубого топлива - может одним движением руки прикрутить вентиль и поставить нас на колени. Россия это прекрасно понимает, поэтому диктует свои правила игры.
Теперь посмотрим на отечественный рынок нефтепродуктов. Два отечественных НПЗ принадлежат российским компаниям. По нефтепроводам бежит российская нефть. Если мы введем пошлину на импорт нефтепродуктов из Европы, мы станем полностью зависимы от России и на рынке нефтепродуктов. Что в таком случае сделает Россия? Совершенно очевидно, что начнет диктовать свои правила игры и на этом рынке. А чтобы мы были более сговорчивыми, весной, в разгар посевной, россияне наверняка поставят на ремонт свои нефтепроводы. Неужели нужно быть "семи пядей во лбу", чтобы не спрогнозировать такой сценарий развития ситуации? Или нас ничему не учат проблемы на газовом фронте? Посмотрим на эту проблему с другой стороны. Почему Польша покупает дорогую нефть, перерабатывает ее, продает, и для нее это экономически выгодно? А почему у Украины не получается? Ответ один - нет желания собственников отечественных НПЗ вкладывать средства в модернизацию производства.  И введение пошлины никак бы не простимулировало  это желание, а наоборот, защитило бы бездействие собственников НПЗ.

Хорошо. После этих слов я не могу не спросить, почему вы до сих пор не реконструировали Херсонский НПЗ?

Почему мы остановили Херсонский НПЗ? Да потому что он не имеет права работать без необходимой ему модернизации, выпуская некачественные нефтепродукты.
На реконструкцию Херсонского НПЗ нужно свыше 1 млрд. долларов. До кризиса мы понимали, откуда возьмем средства на модернизацию. Сейчас мы ищем стратегического партнера, с которым планируем провести его реконструкцию. Причем это  должна быть  нефтедобывающая компания. Это очень важное уточнение, поскольку НПЗ реконструируется под конкретный вид нефти. Пока мы планируем брать 70% российской нефти и 30% - азербайджанской. Отсюда мы смотрим, с какими компаниями должны вести переговоры.

Но вы обращались к государству за помощью?

Мы готовы предложить государству вариант государственно-частного партнерства и готовы отдать за это 50% акций завода. Мы готовы - пусть прокуратура, СБУ контролируют, как мы будем использовать выделенные  государственные средства, так как мы не собираемся на этом зарабатывать, наша цель – модернизация НПЗ. Но через два года в Украине  мы будем иметь завод, аналогичный польскому НПЗ "PKN" ORLEAN.

А нет ли противоречия между анализом ситуации в стране и Вашей стратегией?

Я его не вижу. Конечно, я тоже  мог бы выступать за  пошлину на импорт нефтепродуктов - заработать на этом и вложить в реконструкцию НПЗ. Но я этого не делаю, потому что я - за прозрачные и справедливые правила игры на рынке и за энергетическую независимость нашего государства.
Кстати, напомню, сейчас многие чиновники с облегчением вспоминают, что не умудрились летом этого года ввести пошлины на импорт нефтепродуктов. Ведь именно летом в России возник дефицит нефтепродуктов, и она прекратила их экспорт. И это в стране, производящей порядка 20% всей нефти в мире! В Украине дефицита не было благодаря европейскому импорту. Причем вся  эта ситуация произошла  во время уборочной, по итогам которой Украина собрала рекордный урожай зерновых. Я хочу задать вопрос: во сколько бы могла  обойтись нашему государству чиновничья близорукость или чья-то лоббистская инициатива?

Прошлогодние "маски-шоу" СБУ  в офисах Ваших компаний – это следствие противостояния по импорту нефтепродуктов?

Нет, в этом случае другая причина. Мы принимаем участие в тендерах, в частности, поставляем нефтепродукты "Укрзализныце". Поэтому проверка со стороны контролирующих органов данных контрактов – нормальная практика, так как государство должно контролировать расход собственных средств. Но вот демонстративные выемки документов в офисе были абсолютно лишними. Мы документы и так могли предоставить.

Но позже СБУ заявила, что не смогла изъять документы, поскольку они находились на руках у народного депутата.

Дело в том, что мы очень часто в ходе подготовки того или иного законопроекта передаем свои документы профильным парламентским комитетам или министерствам. Цель здесь одна – показать, насколько ошибочна или противоречива та или иная норма. Чтобы нас потом не обвиняли в использовании пробелов в законодательстве. К примеру, только что мы отправили запросы в ГНА, Министерство агрополитики и продовольствия и в Минюст по поводу дотации на молоко.
Возвращаясь к случаю с "Укрзализныцей". Когда пришли сотрудники СБУ с проверкой документов, мы их как раз отправили народному депутату, члену комитета Верховной Рады по вопросам налогообложения. Депутат вернула нам документы, мы их отдали СБУ. Не вижу в этом никакой проблемы.

"Украинская правда" осенью пришлого года напечатала статью, в которой сказано, что за атаками СБУ стоит Дмитрий Фирташ, который таким образом хочет заставить Вас продать ему сеть заправок WOG.

Подобные статьи – провокация, а мы на провокации не реагируем и тем более их не комментируем.

В 2009 году было много публикаций на тему о том, что близкие к вам компании выводят деньги из банка "Надра". Это правда?

Это из той же категории  провокаций и слухов. В данной ситуации могу сказать: ни одной копейки рефинансирования Национального банка в компанию "Континиум" не попало.

Кроме рынка нефтепродуктов, Ваша компания занимается строительством торговых центров. Как идет бизнес в этом направлении?

Да, у нас есть отдельное направление бизнеса – девелопмент.  До этого мы построили большой бизнес-центр на проспекте Победы в Киеве, крупнейший гостиничный комплекс в Западной Украине - "Риксос-Прикарпатье". В настоящее время ведем два больших проекта:  строительство торгового центра в Луцке (около 50 тыс. кв. м) и торгового центра в Мариуполе (76 тыс. кв. м). На строительство пригласили иностранных специалистов, чтобы использовать самые современные технологии. Дело в том, что в Украине нужно не просто строить из иностранных материалов, как делают многие, а еще и  при помощи  лучших мировых технологий. Потому что "импортный материал, а подход наш"  качественного  результата не дают.

В большую политику планируете возвращаться? Будете ли баллотироваться в народные депутаты на предстоящих выборах?

Я был народным депутатом, руководителем одной из самых больших фракций в парламенте. Но потом сознательно пропустил избирательный цикл. Преднамеренный отказ от политики стал неким экзаменом на зрелость  для моей личности, и я считаю, что его выдержал.
Буду ли я баллотироваться на приближающихся парламентских выборах? Пока говорить об этом преждевременно. Но вот переход к смешанной системе выборов мне импонирует. Потому что если будут возвращены мажоритарщики, люди в регионах будут понимать: у них есть собственный народный депутат, который ответственен перед ними,  к которому можно обратиться за помощью.
К примеру, я был избран депутатом по 23-у округу в Волынской области. Люди знали: каждую  субботу со мной можно встретиться в Луцке, в моей депутатской приемной. Вопросов и проблем у граждан миллион, но я лично вел прием, не перекладывал все на помощников. Мне нравится общаться с людьми и оказывать им помощь, а избрание по конкретному округу дает такую возможность. Но не могу сказать, что в остальном мне импонирует работа народного депутата. Она требует высокой ответственности перед избирателями и постоянной публичности. И только психически нестабильные люди могут жаждать депутатства ради самолюбования, или говорить, что им легко быть народными депутатами. А если быть ответственным, порядочным человеком, который имеет принципы – это сложно.  Могу сказать с уверенностью, что если мои знания и опыт помогут качественно изменить ситуацию в конкретном округе, улучшить жизнь людей и это будет востребовано, я рассмотрю возможность возвращения в политику. И только по этой причине, но не ради амбиций или лоббизма. Я убежден, что реформы надо начинать с округа,  региона, области. Только тогда в целом можно изменить ситуацию в стране.

С Владимиром Литвином сохранились хорошие отношения?

У меня ровные отношения с лидером Народной партии Владимиром Литвином. Я - член Народной партии и заместитель ее главы.

Был ли определенный дискомфорт после поражения на выборах в Раду в 2006 году, когда Вы возглавляли избирательный штаб Народной партии?

Дискомфорт – не совсем верное определение. Это было  скорее сожаление, что не смогли донести людям свою позицию и объяснить, что Народная партия во главе с Литвином – это политическая сила, которая может обеспечить поступательное движение государства вперед, без радикальных кренов в стороны, и не дать возможности использования в популистских целях "болевых точек" общества. Это политическая сила, которая может конструктивно выслушать предложения разных политических лагерей, выбрать конструктивные для развития государства и претворить их в жизнь. И в этом мудрость центристской политической силы.  Доказательством этого является  факт, что каждый раз, когда Литвин возглавляет парламент, этот орган власти работает стабильно и выполняет свою основную законотворческую функцию. Парламент – это зеркало общества, в котором отображены все политические лагеря, взгляды, течения. И, несмотря на это, Литвин может их услышать, объединить и обеспечить совместную работу. 

Какой будет стратегия Народной партии на следующих выборах?

Думаю, что рано еще говорить о стратегии. Но она вряд ли изменится. Как в народе говорят: вода камень точит. Рано или поздно общество поймет: радикализм – это путь в никуда. Одни радикалы могут привести только в одну крайнюю точку, другие – в другую.
Поэтому должна быть политическая сила, которая проводит сбалансированную, понятную людям политику, ведущую  государство не вправо или влево, а поступательно вперед, не меняя ориентиров даже при смене власти.