Импортер винной моды

Соучредитель и директор компании «Винфорт» Дмитрий Сайфудинов рассказал, какие накрутки делают рестораны на элитный алкоголь.

и директор компании «Винфорт» Дмитрий Сайфудинов рассказал, какие накрутки делают рестораны на элитный алкоголь.

Десять лет назад абсолютному большинству наших соотечественников и в голову не могло прийти, что можно купить бутылку вина дороже двадцати гривен. Это обстоятельство не остановило шестерых энтузиастов, которые решили, что смогут зарабатывать на импорте качественного и дорогого вина в Украину. Так в 1999 году была создана компания «Винфорт», одним из учредителей которой является Дмитрий Сайфудинов. По прошествии почти десяти лет можно констатировать: оптимизм основателей «Винфорта» оказался оправданным — сейчас компания входит в тройку лидеров по объему импортируемого в Украину алкоголя.

Как на начальном этапе отбирались вина для импорта, откуда вы знали, какое вино понравится украинцам?

А мы и не знали. Тогда все было очень просто — существовал стереотип, что хорошее вино обязательно должно быть французским и называться «Бордо», «Шабли» или «Бургундское». Откуда все знали эти названия, непонятно. Наверное, из «Трех мушкетеров».

Поэтому в конце 1990-х годов все импортеры начинали с Франции. Мы тоже связались с французской компанией, приехали к ним в Бордо, со 100%-ной предоплатой купили первую партию вина и привезли ее в Украину. И тут выяснилось, что у нас в стране огромный дефицит качественного алкоголя — это вино разошлось за считаные дни.

А как сейчас происходит выбор продукта, который будет импортироваться? Вы пытаетесь уловить будущий тренд в Украине или сформировать его?

Украина пока что не та страна, где формируются винные тренды. Скорее мы импортируем мировую моду на вина в Украину. Например, сейчас во всем мире популярны сицилийские вина, и наши европейские партнеры просто «кричат» нам: «Продавайте «Сицилию!» Вот мы активно и продвигаем вина этого региона. Правда, пока что наши соотечественники не спешат следовать за этой мировой тенденцией, но, я думаю, с осени дело пойдет на лад.

В ресторанах — бешеные накрутки


Что для «Винфорта» сейчас является основным каналом распространения элитного спиртного — торговые сети или рестораны?

Торговые сети. Через них мы реализуем 95% всей продукции. Украинские рестораны пока что уделяют своим винным картам намного меньше внимания, чем нам бы хотелось.

Плата «за вход» присутствует у всех украинских ритейлеров или есть «приятные» исключения?

Последние несколько лет альтруисты нам не попадались — все требуют денег. Величина платы «за вход» и «за полку» зависит, в первую очередь, от размера торговой сети.

В какой сети сейчас самая дорогая полка в Украине?

Из тех сетей, где представлена наша продукция, — Metro Cash & Carry.

В ресторанах тоже приходится платить, для того чтобы вино попало в винную карту?

Не во всех. Там, где требуют высокую плату, наша продукция обычно не представлена. Дело в том, что для нас, торгующих не такими громкими именами и брендами, как Nemiroff, «Хортиця» или Jonnie Walker, нет никакой возможности «войти» в такие рестораны. Деньги, которые они просят за каждую позицию, никогда не вернутся только за счет продаж в этом ресторане. Например, несколько лет назад за одну позицию коньяка Frapin (коньяк категории премиум. — «ДЕЛО») «Козырная Карта» просила 20 тысяч долларов. И это при том, что тогда у них было 10 ресторанов и далеко не во всех из них мог продаваться коньяк такого высокого уровня.

Поэтому мы работаем только с теми ресторанами, у которых нет таких высоких тарифов или вообще не надо платить. Благо, появились рестораны, где винную карту формирует сомелье, основываясь только на качестве вина, а не на заплаченной поставщиком сумме.

После того как вино попадает в ресторан, оно сильно вырастает в цене?

Я бы сказал, очень сильно. К нашей отпускной цене рестораны накручивают 300-500%. Мы, конечно же, не очень этому рады. Представьте, сейчас мы поставляем ресторану бутылку вина за 70 гривен, а в винной карте она уже стоит 350-400 гривен. Это никак не способствует развитию винной культуры в нашей стране.

Вино и ВТО

До вступления Украины в ВТО многие отечественные производители говорили, что отмена ввозных пошлин на иностранные вина убьет украинское виноделие…

Это явное преувеличение. Дело в том, что 90% всех украинских вин — это продукты ценовой категории ниже 20 гривен за бутылку. В то же время даже после снижения ввозных пошлин самое дешевое импортное вино не будет стоить в супермаркете менее 25 гривен. Поэтому говорить о крахе отечественного производителя никак нельзя.

Насколько могут снизиться цены на вина иностранного производства?

До вступления Украины в ВТО ввозная пошлина составляла 2 евро на один литр импортируемого вина, сейчас — 0,2 евро. Поэтому потенциал снижения цен, в первую очередь, зависит от «жадности» импортера. Мы с первого июля снизили цены на 10-22 гривни за бутылку вина в зависимости от той или иной торговой марки. Например, бутылка демократичного чилийского вина Gato Negro, которая раньше в супермаркете стоила 52-56 гривен, сегодня должна продаваться за 33-38 гривен.

Получается, что вступление в ВТО в наибольшей степени усилит конкуренцию в ценовом сегменте вин от 25 до 50 гривен.

Да, вероятно, так и произойдет. Как я уже говорил, дешевле 25 гривен иностранное вино в Украине стоить не будет. А в сегменте дорогих вин стоимостью более 100 гривен снижение цены на 10-20 гривен не является ключевым конкурентным преимуществом.

Как раз в диапазоне 25-50 гривен сейчас доминируют молдавские и грузинские вина. Как они будут реагировать на усиление конкуренции — возможно, снизят цены?

Винам из этих стран, вероятно, придется потесниться в наибольшей степени. После вступления Украины в ВТО они потеряли конкурентное преимущество (отсутствие ввозных пошлин. — «ДЕЛО»).

Что касается цен на молдавские и грузинские вина, то я не думаю, что они будут снижаться, скорее наоборот. В Молдавии укрепилась местная валюта — лей, а это всегда плохо для экспортеров. Более того, многие компании переходят на евро, что также ведет к подорожанию продукции еще на 10-20%. В Грузии каждый год растет себестоимость выпуска продукции, так что непонятно, за счет чего они могли бы снизить цены.

А как будут вести себя украинские производители, представленные в этом сегменте? Например, «Инкерман» выпустил последнюю коллекцию вина по цене около 40 гривен. Сможет ли он на равных конкурировать с чилийскими и французскими винами?

Не думаю, чтобы это сильно беспокоило компанию «Инкерман». Их вино по 40 гривен давно присутствует на рынке и, судя по всему, успешно конкурирует с молдавскими и грузинскими винами. Поэтому, если они поднимут планку качества своего продукта, то смогут и в дальнейшем быть успешными в этом ценовом сегменте.

Как вы видите развитие украинского рынка импортного вина после вступления в ВТО?

Очень позитивно (смеется). Доля импортного вина на украинском рынке, конечно же, увеличится. Это произойдет, в первую очередь, из-за его удешевления. Кроме того, немаловажным подспорьем для роста потребления элитного алкоголя является систематичное улучшение благосостояния населения. При всем при том мы не ожидаем какого-то скачкообразного прироста. Лично я буду считать хорошим результатом, если за следующие 3-5 лет доля всего импортного вина на украинском рынке вырастет с 10% до 15-18%.

О вкусах не спорят


Могли бы вы нарисовать винную карту Украины — где какое вино больше любят?

Это будет очень субъективная оценка, основанная только на наших поставках. Если не учитывать Киев, который является абсолютным лидером по потреблению всех видов вин высокой ценовой категории, картина получится следующая.

Сухие качественные вина наибольшим спросом пользуются в Западной Украине. Я это связываю это с географической и ментальной близостью данного региона к Европе. Многие люди из Западной Украины работают за рубежом, таким образом, заимствуют оттуда европейскую культуру. Восточная Украина более индустриальная, рабочая и тяготеет к более крепким винам. Там больший процент продажи крепленых вин.

Отдельной категорией стоит выделить крупные города: Киев, Донецк, Днепропетровск, Одессу, Львов, Харьков, Николаев, Ивано-Франковск, Хмельницкий. Здесь уже нельзя говорить о каких-либо вкусовых предпочтениях жителей — вина любых видов продаются приблизительно в равной пропорции.

Количество и качество употребляемого вина зависит только от уровня благосостояния населения определенного региона?

Нет, это скорее зависит от комплекса, состоящего из материальных, культурных и духовных ценностей, которые присущи жителям того или иного региона. Например, население Восточной Украины более обеспеченное, но там большим спросом пользуются дешевые вина. А в Западной Украине, несмотря на то, что там население беднее, продается больше дорогих позиций вина.

Дмитрий Сайфудинов
Директор компании «Винфорт» (Одесса), председатель комитета импортеров ассоциации «СОВАТ»

Родился 6 июля 1962 года в Одессе.
Образование:
1987 год — окончил исторический факультет Одесского государственного университета им. И. Мечникова.
1996 год — окончил юридический факультет Одесского государственного университета им. И. Мечникова.
Карьера:
1992-1999 годы — юридическое агентство «Мета-Информ»
(г. Одесса), юрист, управляющий делами.
С 1999 года — руководитель компании «Винфорт».
Женат, есть сын.

Импортер алкоголя
Компания «Винфорт» основана в 1999 году как предприятие, специализирующееся в области импорта и торговли качественным виноградным вином. «Винфорт» сотрудничает с такими ритейлерами, как Metro Cash & Carry, Billa, «АТБ Маркет», «Велика Кишеня», «Мега Маркет», «Сільпо».

250,7 млн. бутылок вина было продано в Украине в 2007 году