Иосиф Винский: Президент блокирует приватизацию «Укртелекома» по политическим мотивам

Министр транспорта и связи высказывает свое недовольство руководителями «Укрзализныци» и «Укртелекома» и утверждает, что не ведет экономическую борьбу с ринатом ахметовым.

транспорта и связи высказывает свое недовольство руководителями «Укрзализныци» и «Укртелекома» и утверждает, что не ведет экономическую борьбу с ринатом ахметовым.

Иосиф Викентьевич, вы не против, если мы начнем с кадровых вопросов?

Нет, кадры — это наше все. Это самое важное.

Вы заявляли, что генеральный директор «Укрпочты» Игорь Кравец был уволен, поскольку не выполнил условия договора, подписанного с ним. Какие были условия соглашения? В чем ошибка Кравца?

Мы заключили или перезаключили контракты со всеми руководителями. В условиях контрактов есть ключевые позиции, связанные с обеспечением прибыльности предприятий, доходной частью, чистой прибылью. Гендиректором «Укрпочты» эти показатели не были выполнены. Чистый доход компании не достиг утвержденного показателя. Также «подкачал» план капитальных инвестиций. Это касается не только Игоря Кравца. Мы уволили по той же причине 28 человек по итогам прошлого года.

Ну а с каким показателем чистой прибыли завершила «Укрпочта» прошлый год?

Всего-навсего 17 миллионов 179 тысяч гривен. Для предприятия, на котором работает 110 тысяч человек и которое имеет миллиардную реализацию, это мизер. Фактически «Укрпочта» убыточна.

Эта убыточность была признана проверкой, аудитом?

Что значит признана? Я вам говорю, это реально убыточные показатели.

С чем связано задержание директора Черноморского морского пароходства Евгения Кожевина?

Он задержан по делам своей прошлой трудовой деятельности четырехлетней давности. Тогда он был заместителем начальника Южной железной дороги. Это не связано с его деятельностью в пароходстве. Прокуратурой ведется следствие. Мы ожидаем судебного решения.

Он будет смещен с поста директора Черноморского пароходства?

Если ему будет предъявлено обвинение, безусловно. А пока он работает.

В порту Южный также продолжается противостояние. Кого поддерживает правительство в этом вопросе?

В порту Южный есть единственный легитимный руководитель, назначенный моим приказом, — Юрий Крук. Дело вот в чем: уже на протяжении четырех лет ведется рейдерская борьба за то, чтобы поставить менеджмент, который государство не смогло бы контролировать. Поймите, это предприятие имеет для нас стратегическое значение, оно работает с опасными грузами: нефтью, аммиаком. Мы не можем позволить рейдерство на таком предприятии. Я как министр буду делать все, чтобы не допустить захвата порта Южный.

А кто стоит за рейдерами?

Это не ко мне вопрос. Я же не прокурор и не сотрудник Службы безопасности Украины. Когда заместителя департамента не пускают на работу для выполнения своих функций, то у меня возникает вопрос: есть ли власть в этой стране?

Есть. В вашем лице, например.

Я считаю, и об этом говорилось на заседании Кабинета Министров, что мы должны покончить с этим беспределом.

Но вы же однозначно в курсе, чьи интересы отстаивают рейдеры?

Я еще раз говорю, мне абсолютно все равно, кто стоит за рейдерами. Я говорю о конкретном факте захвата порта и о конкретных судьях, которые втайне от министра, нового руководителя порта вынесли заочные решения. На прошлой неделе было принято, кстати, уже третье решение. На этот раз в харьковском суде. Я об этом информировал президента, Генеральную прокуратуру, Министерство внутренних дел. Считаю, что это — неотложная тема для отдельного заседания Совета национальной безопасности. О чем я и написал президенту. Однако ответа жду по сей день.

А кто на данный момент фактически исполняет обязанности директора порта: Крук или Васильев?

Юрий Крук. В середине прошлой недели с порта были выдворены захватчики. Также возбуждено уголовное дело. Нам приходилось сдерживать людей, которые хотели взять арматуру и собственными силами очистить порт от рейдеров. Все было на грани кровопролития.

Есть ли в планах правительства уволить руководителей других предприятий, находящихся в ведении Минтранса?

Конечно.

Назовете их?

Нет. Я не определяю фамилии, я только оцениваю ситуацию. В системе Министерства не будет работать ни один руководитель, не обеспечивающий прибыльность предприятий и своевременную заработную плату своим работникам.

Какие предприятия не обеспечивают эти показатели?

По итогам прошлого года мы уже произвели ряд увольнений. Уже скоро будут итоги первого квартала, мы их тоже рассмотрим и примем соответствующие решения.

Как вы оцениваете вероятность приватизации «Укртелекома» в этом году? Ведь президент избрал линию блокировки приватизационных процессов...

Президент блокирует приватизацию по чисто политическим мотивам. Там никакой логики нет. А политическая мотивация президента, на мой взгляд, некорректна. Я считаю, что Виктор Ющенко рано или поздно должен изменить свою точку зрения на этот счет, поскольку тормозить деятельность правительства и той команды, которая сделала его президентом, неправильно. Думаю, у меня появится возможность с ним об этом поговорить, и я выскажу ему свое мнение лично. Что касается «Укртелекома», то тут у меня позиция однозначная. Любые замедления с его продажей — удар по развитию предприятия, доходам в бюджет.

«Укртелеком» прибылен?

На этот год «Укртелеком» подал мне финансовый план, где было запланировано более миллиарда убытков.

А там вы не планируете сменить руководство?

Если бы он был в ведении министерства, я бы давно уже сменил. Деятельность «Укртелекома» координируется Фондом государственного имущества. Госпожа Семенюк, зная ситуацию с предприятием, ничего не предприняла.

Так Андрей Портнов сейчас может это сделать...

Уже нет смысла, ведь следует решать вопрос с приватизацией. Придет новый хозяин и решит там все вопросы.

Звучали заявления о том, что условия приватизации «Укртелекома» прописаны так, чтобы смогла выиграть только турецкая компания, связанная с Ринатом Ахметовым…

(Смеется). Во-первых, мы разработали стандартные требования для инвесторов. Во-вторых, аукцион будет открытым, и вы лично сможете на нем присутствовать. В-третьих, я провел десятки переговоров с потенциальными инвесторами из Норвегии, Великобритании, Франции, Германии, Турции. Честно вам говорю, с компаниями Ахметова я как раз переговоры не проводил. И мне все равно, с какой компанией-претендентом он связан. Я не веду экономическую борьбу с Ахметовым. Он бизнесмен, и это его право. Мне главное, чтобы «Укртелеком» попал в руки компании, которая экономически и технологически была способна модернизировать предприятие.

Инвесторам, с которыми вы разговаривали, нравятся условия приватизации?

Я не спрашивал. Кому не нравится, тот пусть не подает заявки.

Среди претендентов есть финансовые компании, управляющие активами. Интересовались ли вы, кто за ними стоит?

Я не знаю и не хочу знать. Это для многих странно, конечно. Но мы не будем заниматься персональным отбором покупателей, лоббируя чьи-то интересы.

Каковы схемы действий правительства, для того чтобы добиться проведения конкурса по приватизации Одесского припортового завода 20 мая?

Правительство определилось. Голосование по этому вопросу было фактически единодушным. Абсолютно очевидно, что сейчас идет сознательное торможение выполнения экономической политики правительства.

И все-таки, что вы будете делать дальше, если приватизацию все равно блокирует президент?

Мы будем настаивать на приватизации.

Президент будет вам препятствовать и настаивать на своем. Дальше что?

Мы будем настаивать на приватизации.

Но и президент тоже будет настойчив.

И мы будем стоять на своем.

У вас получится?

Получится. До этого времени у меня всегда получалось достигать того, чего я хотел. И Тимошенко тоже.

Финансовым планом «Укрзализныци» предусмотрено получить 2,5 миллиарда прибыли в этом году. За счет чего удастся достичь этого показателя?

Скажу откровенно, «Укрзализныця» имеет возможность реализовать свой финансовый план в полном объеме. И политика министерства на это направлена. К сожалению, сегодняшнее руководство «Укрзализныци» недостаточно настойчиво реализует необходимые мероприятия. Поэтому я принял решение рассмотреть вопрос соответствия своей должности нынешнего руководителя «Укрзализныци».

Когда этот вопрос будет рассмотрен?

После соответствующих консультаций с премьер-министром.

Когда именно?

Очень скоро.

Кого вы видите на этой должности?

Давайте сначала решим, кого освободить, а потом будем думать, кого назначить.

Но вы же говорите, что речь идет о генеральном директоре.

Да… У меня есть ряд достойных кандидатур, которые будут заниматься реформированием отрасли.

Кто они?

Не скажу. Не я же назначаю, это правительство решает.

Это люди, раньше работавшие в отрасли?

Безусловно. Причем на очень серьезном уровне.

В «Укрзализныце» или в Минтрансе?

В «Укрзализныце»… в том числе.

Будут ли в этом году повышены цены на пассажирские и грузовые перевозки?

Тарифная политика является средством улучшения экономического потенциала «Укрзализныци». Мы имели ужасное состояние железной дороги. Я думаю, мы должны четко осознавать: или сформируем нормальную тарифную политику и получим экономически стойкое предприятие, или будем наращивать техногенную ситуацию. Степень изношенности основных фондов предприятия сегодня угрожающая. Поэтому пунктом, первым для себя и для руководства «Укрзализныци», я ставлю вопрос технического переоснащения.

Насколько подорожают тарифы к концу года?

Суммарно — в районе 30% на грузовые перевозки. А на пассажирские пока никак. На сегодняшний день приказ на увеличение тарифа по пассажирским перевозкам не введен в действие. Он предполагает повышение тарифов на 15%, по 5% в квартал. Это будет ниже или в пределах инфляции.

А вы за то, чтобы его ввести?

Да. Но пока мы согласовываем его со всеми инстанциями, ведем переговоры с профсоюзами.

Вы заявляли, что намерены привлекать инвестора в аэропорт «Борисполь». Кто будет привлечен?

Так называемый «японский» кредит ратифицирован и ждет принятия решения. В середине прошлой недели мы уже получили первые три заявки на участие в тендере на строительство этого терминала. Параллельно мы завершаем еще один переговорный процесс по еще одному терминалу, проект которого делал «АэроСвит». Они готовы нам его отдать, и мы выставим его на тендер.

Сколько всего нужно инвестиций на инфраструктуру в «Борисполе»?

Мы не предполагаем даже. Пока речь идет о миллиарде. А в силу того, как мы будем привлекать бизнес, у нас там всего 9 инвестиционных проектов. Аэропорт «Борисполь», по нашим расчетам, до 2020 года должен будет увеличить свой пассажиропоток в 4 раза.

Когда начнется продажа государственных долей в «МАУ» и «АэроСвите»?

Этот процесс тормозится Фондом госимущества.

Есть ли претенденты на эти доли?

Я не знаю.

СПРАВКА. Иосиф Винский

Родился 2 января 1956 года (с. Лошковцы Дунаевецкого района Хмельницкой области).
В 1977 году окончил Каменец-Подольский сельскохозяйственный институт. Инженер-механик.
Окончил Высшую партийную школу, политолог.
1977-1979 годы — инженер-диагностик в Каменец-Подольском районном объединении «Сельхозтехника».
1978-1981 годы — конструктор, старший инженер «Укрсортсемена».
1981-1991годы — на комсомольской и партийной работе.
1991 год — член Социалистической партии Украины.
1994 год — народный депутат от СПУ.
Народный депутат II-VI созывов.
Сентябрь 2007 года — депутат VI созыва от БЮТ.
Декабрь 2007 года — министр транспорта.

Доходы

Иосиф Винский является одним из немногих министров правительства Юлии Тимошенко, не обнародовавшим свою декларацию о доходах за 2007 год.
В 1994-м Винский впервые стал народным депутатом. С тех пор избирался в парламентарии еще трижды. По партийной линии «дослужился» до поста главы политсовета СПУ и неофициального звания «серого кардинала» партии.

Летом 2006-го, после того как руководство Соцпартии во главе с Александром Морозом передумало вступать в коалицию с «Нашей Украиной» и БЮТ и заключило союз с Партией регионов и КПУ, Винский демонстративно покинул фракцию социалистов. В сентябре политсовет СПУ исключил его из партии. Сам же бунтарь безапелляционно заявил, что у Мороза, предавшего интересы избирателей, нет политического будущего.
Винский перешел в БЮТ и с большим энтузиазмом поддержал решение президента Ющенко досрочно распустить Верховную Раду V созыва и объявить внеочередные парламентские выборы.

Винский и Mercedes
В середине марта 2008-го Иосиф Винский сразу после вступления в должность главы Минтранссвязи пересел на шикарный Mercedes S-класса стоимостью 1 млн. 167 тыс. грн. Ситуация оказалась настолько щепетильной, что даже потребовала публичной защиты премьером Тимошенко, которая назвала министра «очень скромным человеком».