Обух, директор компании «Руукки Украина».
Когда компания «Руукки» решила выйти на украинский рынок?
В 1997 году. До этого «Руукки» лишь поставляла свой товар из Эстонии и не имела здесь производственных мощностей.
Почему именно из Эстонии?
Там на то время было налажено производство металлочерепицы.
А почему было принято решение запустить производство в Украине?
Мы достигли тех уровней продаж, которые нам позволили открыть предприятие в Киеве. К тому же стоимость рабочей силы в Украине ниже, чем, скажем, в Западной Европе.
Трудно ли было закрепиться на украинском рынке?
Выход на рынок — всегда процесс непростой. Но, я думаю, нам помогло то, что мы были пионерами в этой сфере.
С чего начали производство?
Компания арендовала помещение в Киеве, где начала выпуск металлочерепицы.
Какой объем инвестиций на это потребовался?
Это было давно, и, я думаю, вряд ли кто-то помнит эту цифру точно. Могу сказать, что инвестиции были незначительными — в районе 1,5-2 миллионов евро.
Были ли проблемы с подбором персонала?
Производство продукции из металла не является сложным процессом с технологической точки зрения. По большому счету здесь основную роль играет производственная линия, которая автоматизирована. Роль человека минимальна.
Сегодня многие западные компании, которые выходят на украинский рынок, пользуются услугами иностранных топ-менеджеров. Практикует ли что-то подобное компания «Руукки Украина»?
За всю историю существования компании такого не было. Руководителями всегда были украинские топ-менеджеры. Я считаю, что это оптимальное решение, так как рынок, на котором работаем мы, имеет массу локальных особенностей. И без знания этих особенностей вы никогда не построите успешный бизнес.
Высока ли сегодня конкуренция на рынке?
Нельзя сказать, что сегодня в Украине конкуренция жесточайшая. Пока места хватает всем. Это происходит потому, что сам рынок показывает ежегодный прирост 30-35%. А в некоторых сегментах — и того больше.
Сегодня у нас два основных конкурента — компании «ТПК» и «Арсенал». Но мы отличаемся по виду используемого металла. К примеру, «Арсенал» использует металл из Азии, ТПК — европейский, иногда российский. Мы же используем только финский металл.
Это так важно для потребителя?
Безусловно. Кровля — продукт длительного использования. Это не гамбургер, который вы съели и забыли, если он свежий. Металлочерепица приобретается на 20-25 лет. И к выбору производителя покупатель подходит очень серьезно и взвешенно. Если вы купили плохую кровлю, ее замена вам будет дорого стоить.
Темпы роста компании успевают за общерыночными?
Мы развиваемся динамичнее рынка. К примеру, в сегменте металлочерепицы, по результатам за прошлый год, мы выросли на 70%.
По вашему мнению, как долго в Украине будет сохраняться такая динамика?
В этом году рост рынка еще будет на пике. А далее начнется незначительный спад строительного рынка в целом. Думаю, в ближайшие лет пять рынок будет показывать 25-30% роста ежегодно.
Вы наверняка часто посещаете материнскую компанию. Отличается ли чем-либо украинский рынок от финского?
Финский рынок значительно больше, но динамика его роста значительно ниже. Если у них есть прирост на 2% в год, то это уже хорошо. В остальном — отличий нет.
Компания «Руукки Украина» работает как в сегменте коммерческого, так и жилого строительства. Какое из направлений в Украине сегодня более перспективно?
Безусловно, коммерческое строительство. Динамика роста этого сегмента рынка выше, чем жилищного где-то на процентов 5-7.
Чем вы объясняете такую тенденцию?
Развитием производства в Украине. Многие предприятия сегодня строятся с нуля.
Какой процент рынка сегодня занимает компания «Руукки Украина»?
Об этом очень трудно говорить однозначно. Все зависит от того, какой сегмент рассматривать. По металлочерепице наш показатель не менее 20% рынка.
Оборудование, которое используется на предприятиях, поставляется материнской компанией?
Не обязательно. У нас много европейского оборудования. В основном у нас стоит либо финское, либо итальянское оборудование.