Как Евро-2012 "ударило" по гостиничному сектору Украины

Президент Всеукраинской молодежной туристической ассоциации Александр Файнин рассказал Delo.UA, как проведение Евро-2012 отразилось на гостиничном секторе Украины и что будет делать страна с пустующими отелями

Александр, прошел год после проведения в Украине Евро-2012. Были ли оправданы инвестиции в отельный бизнес или Украина перестаралась со строительством такого количества гостиниц?

Большинство отелей стоят полупустые, а в низкий сезон (с октября по апрель) их загрузка может составлять 10-20%. Небольшое увеличение количества туристов традиционно наблюдается летом в Крыму, но на общую картину это не влияет.

Снижение показателей объясняется не только отсутствием бизнес-активности?

Конечно, нет. В первую очередь, это связано с бездарной политикой, которую проводит власть в сфере развития туризма и продвижения Украины как туристического направления. После проведения Евро-2012 в бюджете образовались такие прорехи, что власть руководствуется принципом "не до жиру — быть бы живу". Кроме того, проведение Евро-2012 абсолютно не повлияло на улучшение имиджа Украины на международной арене. Также наблюдается тенденция постепенной деградации менеджмента и обслуживающего персонала в сфере гостеприимства.

Как вы думаете, стоило ли строить под Евро-2012 такое большое количество отелей?

Конечно, да. Чем больше гостиниц в стране, тем выше конкуренция и уровень обслуживания. Это закон рынка. В Украине экономические законы работают не так, как везде — у нас больная экономика, государственная политика монополизации, тотальная коррупция. Тем не менее, как я уже говорил ранее, есть реальные примеры того, что отели могут даже при такой ситуации работать нормально и приносить прибыль своим владельцам.

Усугубится ли и без того жесткая борьба в категории 5* и 4*? Отели данного сегмента будут чаще предлагать "специальные тарифы", тем самым переманивая клиентов отелей более низкого ценового сегмента?

Однозначно, борьба в сегменте "элит" усугубляется с ростом количества новых отелей в нем. Для туроператоров это является положительной тенденцией, так как отели высоких категорий готовы предоставлять им скидки до 70% от объявленной цены. Что касается конкуренции с отелями 3* и ниже, я бы не стал утверждать категорично, что отели более высоких категорий будут переманивать их клиентов.

К Евро-2012 в основном построили именно отели категории 4* и 5*, и спрос на них в принимающих городах практически удовлетворен. А вот как раз отелей категории 2* и 3* не хватает. И основной поток туристов, которые приезжают в Украину, предпочитают жить именно в таких отелях. Поэтому спрос на отели среднего и эконом-класса пока остается высоким, и эти отели могут не опасаться конкуренции со стороны коллег категории 4* и 5*.

Кажется, что выиграли только хостелы?

Общая картина регресса в туристической отрасли сказывается и на хостелах. Если к Евро-2012 в стране появилось до 100 новых хостелов, то к лету 2013 года 40% этих новых хостелов закрылись. Во-первых, новые хостелы не вызывали доверия у туристов или же о них просто никто не знал; во-вторых, владельцы этих хостелов отобрали клиентов у владельцев хостелов, давно работающих на рынке. Поэтому сложилась ситуация, когда предложение превысило спрос и хостелы, не выдерживающие конкуренцию, вынуждены были уйти с рынка, то есть также закрылись до 20% давно работающих хостелов.

Кроме этого, некоторым народным депутатам, имеющим элитное жилье и виллы, почему-то стали мешать хостелы, расположенные в обычных жилых домах. И депутаты абсолютно безосновательно принялись рьяно критиковать хостелы и пытаться протащить какие-то законопроекты, ограничивающие деятельность хостелов в Украине. Наша Ассоциация уже дважды в 2009 и 2010 годах помогала хостелам преодолеть инициативы депутатов, способные разрушить этот малый бизнес. Практика показывает, что такие депутатские акции являются скорее вариантом пиара, чем желанием помочь жителям Украины. Поэтому хочу успокоить всех владельцев хостелов: это не серьезно и не надолго. Найдутся у нардепов и другие вопросы для пиара и зарабатывания денег.