Как государство будет контролировать качество органической продукции

Светлана Берзина, глава организации "Живая планета", зампредседателя национального технического комитета стандартизации ТК 82 "Охрана окружающей среды", рассказала о последствиях принятия в Украине нового закона об органической продукции
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

3 октября президент Украины Виктор Янукович подписал закон "О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья" (№425-VII).

Проект этого закона был зарегистрирован в Раде еще в январе 2012 г. под номером 9707 и принят парламентом в сентябре 2012 г. Через месяц Президент ветировал данный закон. Документ с правками был принят лишь в сентябре этого года. Какие инновации несет документ и что изменится в производстве органической продукции Delo.UA рассказала Светлана Берзина, глава организации "Живая планета", зампредседателя национального технического комитета стандартизации ТК 82 "Охрана окружающей среды".

Светлана, оцените влияние нового закона на отрасль. Как он повлияет на вопрос маркировки и сертификации органической продукции?

Сам закон на отрасль практически никак не повлияет. Для того чтобы он усилил потенциал органического производства в Украине — необходимо разрабатывать ряд нормативно-правовых актов, стандартов и технологий, с учетом климатических и производственных особенностей регионов Украины. Европейская практика подтверждает, что только наличие эффективных экономических и информационных инструментов может мотивировать агропромышленный бизнес перейти от конвекционного производства на органические стандарты. К сожалению, закон не предусматривает разработку госпрограммы по развитию производства органической продукции, а это означает, что аграрный сектор должен будет рассчитывать на собственные ресурсы. Такой подход не приведет к существенному росту органического рынка в Украине.

Положения закона предусматривают разработку собственной сертификационной системы с национальной маркировкой, правилами аккредитации и т.п. В качестве альтернативного варианта можно было бы пойти не придумывая "свой велосипед" путем работы по правилам и стандартам ЕС, но несмотря на то, что закон разрабатывался на основе Постановления по органическому производству Совета ЕС № 834/2007, мы (Украина) — приняли решение идти своим путем.

Насколько этот путь будет сложен или легок для отечественного производителя, пока не представляется возможным оценить. Все будет зависеть от политики Минагрополитики, но факт — он будет не коротким.

Поможет ли закон обеспечить государственный контроль над качеством органической продукции? Предполагаются ли штрафные санкции для недобросовестных производителей?

Статья 11 закона, предусматривает общие положения относительно государственного надзора (контроля) за производством и оборотом органической продукции (сырья). Согласно этой статье государственный надзор (контроль) будет осуществляется Госагроинспекцией в соответствии с общими для всех субъектов хозяйствования требованиями закона Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности". Этим же законом предусматривается и ответственность товаропроизводителя за несоответствие задекларированным стандартам, введение в обман потребителя и т.д.

Поэтому много будет зависеть от эффективности работы Госагроиспекции. Но она начнет что-либо контролировать только в четко выстроенной системе, которая установит требования и правила к производителям органической продукции. А пока этой системы нет.

Ранее большая часть сертифицированной органической продукции представляла собой сырье, которое шло на экспорт на переработку. Внутренних переработчиков было не очень много. Будет ли этот закон способствовать развитию производства в Украине органических продуктов питания?

Увеличение или уменьшение оборота органической продукции на украинском рынке зависит исключительно от потребительского спроса и никоем образом не регулируется на законодательном уровне. Но на спрос влияет масса факторов, — доступная цена, информированность потребителя о преимуществах органической продукции, доверие к сертификационному органу, зеленые закупки в государственном секторе экономики (например, когда для школ, больниц и др. учреждений социальной сферы закупаются органические продукты) и т.д. Также потенциал развития органического производства в Украине зависит от наличия специалистов-практиков в данной сфере, уровня знаний производителя о требованиях органических стандартов и доступных технологиях органического производства, государственной поддержки (субсидий) развития органического сектора. Все эти факторы могут быть усилены за счет государственной поддержки и в комплексе повлиять на усиление спроса и потенциала развития органического производства. Но об этом в законе нет ни слова. Производитель органической продукции приравнен к производителю конвекционной продукции и может получить поддержку на общих основаниях в соответствии с законом Украины "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины". И это действительно нонсенс, поскольку законодательная практика стран ЕС предусматривает отдельные программы поддержки, в т.ч. государственные субсидии органического производства и переработки. За счет этих программ фермеры получают более высокие дотации, реализуются образовательные и научно-исследовательские программы, проводятся информационные компании.

Зато, несмотря на добровольность органических стандартов, закон предусматривает процедуру "назначения" органов по органической сертификации со стороны Минагрополитики. Хотя в Европе, как и во всем мире для предоставления услуг по органической сертификации вполне достаточно наличия соответствующей аккредитации. И в Украине уже работают такие организации, которые имеют и достаточный опыт, и квалифицированных специалистов. Результаты, оценки которых, признаются во многих странах мира, в т.ч. ЕС.

Закон должен вступить в силу через 3 месяца после опубликования. Хватит ли компаниям времени, чтобы перейти на новые правила игры?

Времени перейти на новые правила игры, прежде всего не хватит государственным компетентным и уполномоченным органам, которые упоминаются в законе. Поскольку для выполнения указанных в нем функций необходимо разработать и утвердить ряд документов различного уровня. Например, на практике разработка и утверждение технического регламента в Украине занимает в среднем 2 года, национального стандарта (ДСТУ) — 1,5 года. Быстрее принимаются отраслевые стандарты (СОУ) — около 1 года. На данный момент в украинской нормативно-правовой и нормативно-технической базе отсутствует какая-либо документация в сфере органического производства.

В рамках научной программы Национальной академии аграрных наук Украины "Научные основы развития органического производства сельскохозяйственной продукции и механизмы его функционирования в Украине (Органическое производство сельскохозяйственной продукции)", финансируемой за счет государственного бюджета в период 2011-2013 гг до сих пор нет предложений по развитию национальной системы оценки качества продукции органического производства, которая бы предусматривала предложения по:

- системе стандартизации органической сертификации и маркировки;

- разработке нормативно — технической базы для аккредитации органов органической сертификации;

- разработке методов оценки качества органической продукции животного и растительного происхождения;

- программе обучения специалистов по оценке соответствия органической продукции.

А пока будет выстраиваться национальная система, предприятия и фермерские хозяйства которые уже перешли на органические стандарты будут работать по стандартам тех систем которые они для себя выбрали. И поскольку на национальном уровне не предусмотрены какие-либо стимулы для производителей, думаю, что даже если национальная система будет когда-либо построена и внедрена, вряд ли украинский производитель, который сертифицировал свою продукцию в скажем, европейской системе будет переходить на национальную и сертифицироваться по ее правилам без каких-либо мотиваторов. Поскольку органическая сертификация относится к добровольным видам сертификации, национальная система будет вынуждена конкурировать с европейскими и международными органами сертификации, которые уже работают на украинском рынке.