Как можно обойти право вето России в вопросе ввода миротворцев ООН в Украину

Экс-представитель Украины в Совете ООН по правам человека, судья международного уголовного трибунала по бывшей Югославии (2001—2005) Владимир Василенко рассказал, как можно обойти право вето Российской Федерации в вопросе введения миротворческой миссии ООН
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Если миротворческая миссия будет развернута, то это будет позитивное решение, без всякого сомнения. Но будет проблематично принять это решение в ООН. Дело в том, что такой мандат принимает Совбез, а Российская Федерация имеет право вето и мы уже сейчас слышим, что Россия не одобряет такое решение. Выход из ситуации есть, но он потребует многих усилий от украинской дипломатии.

Существует резолюция Генассамблеи ООН "Единство в пользу мира". Это резолюция 377 (V) от 3 ноября 1950 года. Она была принята Генассамблей ООН в ситуации, когда появилась агрессия Северной Кореи против Южной Кореи, когда на стороне Северной Кореи воевали так называемые китайские добровольцы. Это как сегодня говорят российские добровольцы. Советский союз тогда трижды заблокировал решение. В условиях больших успехов агрессора, когда почти вся территория Южной Кореи была захвачена, Генассамблея приняла эту резолюцию.

Текст резолюции гласит следующее: "Если Совет Безопасности, в результате разногласия постоянных членов, оказывается не в состоянии выполнить свою главную обязанность по поддержанию международного мира и безопасности во всех случаях, когда имеются основания усматривать угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии, Генеральная Ассамблея немедленно рассматривает этот вопрос с целью сделать членам Организации необходимые рекомендации относительно коллективных мер, включая — в случае нарушения мира или акта агрессии — применение, когда это необходимо, вооруженных сил для поддержания или восстановления международного мира и безопасности".

Чем отличается резолюция Генассамблеи от решения Совбеза по такому же вопросу? Решение Совбеза имеет обязывающий характер, а в резолюции 377 (V) говорится о рекомендации. Позитив в том, что на основании этой резолюции Генассамблея может принять решение о применении любых средств принуждения к миру, включая вооруженные силы. На основе этой резолюции Генассамблея приняла ряд резолюций, благодаря которым Южной Корее были отправлены вооруженные силы ООН. Костяк составляли вооруженные силы США, Австралии, Новой Зеландии и других. После этого, эта резолюция применялась еще 11 раз в разных вариантах, в том числе в 1956 году, когда произошла вооруженная интервенция СССР в Венгрию.

Этот механизм мог бы быть применен, но какие тут сложности? Нужно, чтобы за принятие такой резолюции проголосовали две трети членов ООН. Сегодня это означает 129 государств-членов должны проголосовать за такую резолюцию. Это сложное задание. За мартовскую резолюцию о территориальной целостности Украины и осуждение аннексии Крыма проголосовали 100 членов. Возможно ситуация изменилась на лучшее, потому что очевидны факты вооруженной агрессии России, а возможно и на худшее, потому что усилилась пропаганда России и ее дипломатии на убеждение, что это не внешняя агрессия, а внутренний конфликт в Украине. Если партнеры Украины, а именно США, Великобритания, Германия, Франция проведут серьезную работу в рамках организации, то принятие такой резолюции является вполне возможным. Конечно это будет завесить от текста резолюции и про какие коллективные мероприятия будет идти речь. И это будет рекомендация, то есть участие в мероприятиях, которые перечислены в резолюции будет не обязательным: можно будет присоединяться, а можно и не присоединяться. Но с точки зрения права такой вариант есть.